Родительское собрание – это основная форма совместной работы учителей и родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизни классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома.
Главным его предназначением является объединение усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребёнка.
Сегодня возникла необходимость проводить родительские собрания ещё и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, активность их роли в жизни класса, ответственность за воспитание учащихся.
Чтобы родительское собрание выполняло свою функцию, важно правильно организовать и провести его.
Виды родительских собраний:
- установочные (знакомство с изменениями в учебном процессе);
- аналитические (знакомство с аналитическими материалами об успеваемости, правонарушениях и т.д.);
- консультативные (обсуждение тех или иных мероприятий, требующих поддержки, одобрения родителей);
- чрезвычайные (по поводу какой-либо чрезвычайной ситуации);
- совместные (с учениками и родителями);
- отчётные;
- связанные с помощью отдельным семьям и детям;
- информационно-просветительские (посвящённые рассмотрению проблем, связанных с воспитанием и обучением).
Несколько советов при подготовке к родительскому собранию:

- организуйте приглашение на собрание (открытка, дружеский звонок, официальная записка). Дайте понять каждому родителю, что его ждут, что он нужен.
- Столы расставьте так, чтобы родители видели друг друга – это сформирует коллектив.
- Хорошо бы украсить класс творческими работами детей (выставки, стенгазеты и др.).
- Входя в кабинет, где будет проходить собрание, родители, прежде всего, должны увидеть улыбку классного руководителя и услышать от него дружеское приветствие.
Это сразу создаёт определённое настроение и атмосферу (оставьте за дверью плохое настроение).
- Отведите на собрание не больше 1,5 часа.
- Тщательно продумайте «сценарий» собрания.
- Подготовьте вопросы, которые вы зададите родителям.
- Старайтесь делать краткие сообщения. Научитесь время от времени разряжать напряжённую обстановку доброй шуткой.
- Поблагодарите родителей, которые нашли время прийти (особенно отцов).
- Помните «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, продолжить о негативном, завершить разговор предложениями на будущее.
- Дайте понять родителям, что в вопросах воспитания и обучения вы не прокурор, а их единомышленник.
- Доведите до родителей мысль, что слабоуспевающий ученик не означает «плохой человек».
- Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он всегда и во всём должен помогать своему ребёнку.
Чего не стоит делать на собрании:
- осуждать отсутствующих родителей за их неявку на собрание, но с каждым из них потом надо обязательно пообщаться;
- сравнивать успехи отдельных учащихся с упоминанием их фамилий;
- давать негативную оценку всему классу;
- переоценивать значение отдельных предметов;
- использовать для общения с родителями назидательный тон;
- вступать в конфликт с отдельными родителями (хотите нейтрализовать «агрессоров» – пригласите их на индивидуальную беседу наедине).