СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Для чего нужна физическая культура?»
(гиподинамия – болезнь современных детей)
Данный лекторий можно использовать на родительских собраниях или как консультацию для родителей.
Цели и задачи:
1.Сформировать у родителей необходимые знания о здоровом образе жизни
2.Дать понятие о рациональной организации режима дня ребенка
3. Физическое воспитание детей в семье – первоочередная задача родителей
Содержание беседы:
-На тренировку? А уроки выучил?. – грозно вопрошает родитель сына, укладывающего спортивную сумку.
И, если домашнее задание не выполнено, ни о каком спортзале не может быть и речи.
А вот когда школьник опаздывает на дополнительные занятия по предметам: математикой, русским или иностранным языком, не всегда интересуются, выполнено ли домашнее задание. В лучшем случае промелькнет мысль: «Возвратится – сделает или сделает там». Знакомая картина, не правда ли?
Однажды в Московском зоопарке был проведен эксперимент. Молодых зайчат, тетерева и соловья содержали в клетках. Росли и развивались животные, казалось, нормально. Когда же их выпустили на более обширное пространство, зайчата после нескольких резких прыжков внезапно падали и умирали; тетерев, поднявшись в воздух и сделав лишь полтора круга, упал замертво; соловей успел издать на свободе первую сильную трель, которая оказалась последней в его жизни…
Эти опыты говорят о том, что, если животные не совершают полетов, прыжков и других обычных на воле действий внутренние органы у них оказываются недостаточно тренированными.
В данном случае стенки сердца и аорты не обладали необходимым запасом прочности, а поэтому во время большой физической нагрузки не выдержали резко повысившегося кровяного давления.
При сопоставлении веса сердца, приходящегося на 1кг веса тела: у нетренированного человека – 4,8 г, у спортсмена – 8 г.
Как видно, и эти цифры свидетельствуют о том, что у того, кто много находится в движении, сердце сильнее, выносливее в работе, оно меньше подвержено заболеваниям.
Задолго до наших дней – «века гиподинамии» - великий мыслитель древности Аристотель сказал: « Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».
В век бурного научно-технического прогресса у людей формируется особый, малоподвижный образ жизни. Современный человек меньше ходит пешком, больше времени проводит перед телевизором и компьютером. Это не могло не отразиться на их здоровье. Уже давно известно, что при малоподвижном образе жизни нарушаются обменные процессы, хуже работают сердечно-сосудистые и дыхательные системы, слабеет двигательный аппарат, человек быстро утомляется. В результате люди испытывают как бы хронический «мускульный голод», удовлетворить который можно только оптимальной физической нагрузкой.
Состояние же, когда человек физически малоактивен, принято называть гиподинамией. Гиподинамия - это болезнь современной школы: у учащихся, которые не занимаются посильным физическим трудом, не посещают спортивный зал, быстро развиваются признаки снижения энергетической деятельности и обмена веществ в мышце сердца. Такие ребята хуже учатся, чаще болеют.
Гиподинамия встречается уже у 10 – 30% дошкольников, у 50 – 60% школьников, более чем у 70% учащихся ПТУ и ВУЗОВ. Эффективное лекарство против нее – утренняя гигиеническая гимнастика, физкультминутки, уроки физической культуры и занятия в спортивных секциях.
О том, что движение способствуют здоровью, люди знали давно. 2,5 тысячи лет назад на одной из скал древние эллины высекли: « Если хочешь быть сильным – бегай, если хочешь быть умным – бегай, если хочешь быть красивым – бегай».
А, если подумать: спорт – не пустая трата времени. Мозг, отдохнувший за время занятий физическими упражнениями, насытившийся кислородом, более работоспособен. И жизнь подтверждает правильность этого убеждения.
К сожалению, еще немало встречается родителей, которые хотели бы избавить своих детей от занятий физической культурой, полагая, что эти уроки – пустая трата времени. Другое дело – занятия музыкой, доп. занятиями. Как же ошибаются в таких случаях родители!
Между тем именно в детстве закладываются основы здоровья человека, и, что самое главное, не только здоровья биологического, но и психологического.
Только приучив ребенка постоянно заботиться о своем здоровье, привив ему полезную привычку регулярно выполнять физические упражнения, можно рассчитывать, что в будущем он останется верен, воспитанной в детстве потребности в физических упражнениях.
Упущенное в детстве, очень трудно, а порой и невозможно, восполнить в зрелом возрасте.
Сегодня в школе резко увеличилась интенсивность умственного труда. От 5 до 7 часов ребенок вынужден сидеть за партой. На домашние задания тоже от 2,5 до 4 часов. А в положении сидя не работает центр равновесия, ослабевают мышцы туловища, что приводит к ухудшению осанки и целому ряду отклонений в функционировании организма.
Один урок физической культуры составляет примерно 3% от времени суток. Самый эффективный урок компенсирует 11 – 15% необходимой суточной активности ребенка. Но и три урока не позволяют создать условия для систематического воздействия физических упражнений на организм.
А ведь в школьные годы дети находятся в состоянии роста и развития. По этому, чтобы сберечь и укрепить здоровье детей, их нужно заставить двигаться.
Как же воспитать привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями?
Начать нужно с правильной, рациональной организации режима дня. Это четкое чередование отдыха и бодрствования, умственной и физической активности, питания, сна, расслабления, напряжения. Ребенок пошел в школу, естественно, изменился и его режим дня, появились новые непривычные нагрузки, новые обязанности, и двигаться он, к сожалению, стал гораздо меньше. Поэтому в данный период при организации режима особое внимание следует уделить правильному чередованию умственной деятельности, связанной к тому же со значительной статической нагрузкой, с физическими упражнениями. Специальные научные исследования показали, что даже в те дни, когда по расписанию в школе проводится урок физической культуры, у школьников дефицит двигательной активности составляет 40%.
Твердый распорядок, предусматривающий все моменты двигательного режима, поможет детям так построить день, чтобы хватило времени и на уроки, и на помощь дома, и на занятия спортом. Единого, удобного для всех режима, естественно, нет и быть не может. Режим каждого ребенка может иметь те или иные особенности, которые определяются его индивидуальными склонностями, характером увлечений и занятий, всем укладом жизни семьи. Однако всякий режим должен строиться с учетом особенностей роста и развития ребенка, динамики его умственной работоспособности и, внешкольных занятий.
Чтобы составить правильный распорядок дня, необходимо знать примерную продолжительность основных режимных моментов. Основываясь на научных исследованиях, рекомендациях лечебно-профилактических учреждений, практике школьной жизни, к этим моментам обычно относят: учебные занятия в школе(в зависимости от возраста ребенка и класса, в котором он учится – от 3 до 6 час.), приготовления уроков дома(1 -4 час.), внеклассные и внешкольные занятия (1 -3 час.), пребывания на воздухе, игры, занятия спортом, прогулки, дорога в школу и обратно (2,5- от3,5час), утренняя гигиеническая гимнастика, закаливающие процедуры, прием пищи, туалет, помощь по дому( 2-2,5 часа), сон(8,5- 10 час.).
Отмечено, что сон до полуночи в два раза лучше восстанавливает силы, чем сон после 24 часов. Вот почему ребенку нельзя допоздна засиживаться за домашними уроками или просмотром телепередач. Телевизор и компьютер сильно возбуждают организм.
Конечно, об этом знают все папы и мамы. И тем не менее, как показывают исследования, у большинства ребят ежедневная двигательная нагрузка низкая.
Несколько минут, затраченных на выполнение упражнений, позволяют школьникам высокопродуктивно трудиться в течение всего дня.
В течение учебного года время на физкультурные мероприятия в режиме дня распределяются примерно так:
Физкультурные мероприятия в режиме дня |
продолжительность |
Утренняя гимнастика дома |
8 - 10 минут |
Физкультминутки в школе |
5 минут |
Подвижные игры на переменах |
10 - 15 минут |
Физкультминутки дома |
10 минут |
Самостоятельные занятия играми и физическими упражнениями дома, тренировки в спортивных секциях |
2,5 – 3 часа |
Уроки физической культуры |
3x40 мин |
В дни школьных каникул распорядок дня школьников должен быть построен так, чтобы они максимальное время находились на воздухе, занимались подвижными и спортивными играми.
Но если детей не научить правильно использовать это время, не организовать их, то двигательная активность зачастую бывает очень низкой. От родителей требуется не только общее наблюдение за самостоятельными играми, но и реальная помощь: они могут рассказать о тех играх, в которые играли сами, купить нужную книгу, обеспечить детей нужным спортивным инвентарем: мячами, скакалками, санками, лыжами, коньками.
Одна из целей самостоятельных занятий физическими упражнениями – получить элементарные спортивные навыки. Какие именно? Для самых маленьких это, в первую очередь, плавание, катание на санках, ходьба на лыжах, катание на коньках, езда на велосипеде и т. п. Эти навыки просты и доступны, они не требуют специальных знаний.
Даже пешеходная прогулка может быть отличным средством повышения двигательной активности. Ходьба – прекрасное средство физической тренировки, доступное и оказывающее благотворное влияние на весь организм – на органы пищеварения, железы внутренней секреции, нервную систему, дыхание. Столь же благотворно действует на организм и оздоровительный бег. Но обязательно следует соблюдать разумные нагрузки.
Прогулки за город, туристические походы вместе с детьми в выходные дни, будут не только приятным отдыхом, но и значительной физической нагрузкой. Прогулка позволяет, кроме того, в известной степени компенсировать недельный дефицит двигательной активности.
В занятиях физической культурой есть и еще одна важная сторона – психологическая. Играя со своими сверстниками, состязаясь с ними на беговой дорожке и спортивной площадке, дети вступают между собой в сложные человеческие взаимоотношения, учатся отстаивать свои интересы беречь и ценить друзей, тренируют силу воли.
Под влиянием систематических занятий физической культурой повышаются сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. В результате нервная система приобретает способность быстрее приспосабливаться к новой обстановке, к новым видам деятельности. Таким образом, регулярные занятия физическими упражнениями благоприятно сказываются на деятельности всего организма ребенка.
Оптимальная двигательная активность требуется человеку на протяжении всей жизни – от рождения и до глубокой старости. Движение так же необходимо для здоровья, как питание и сон. Верно было замечено, что двигательная активность подливает масла в лампу жизни, а мысль зажигает ее. Движение является необходимым условием жизни.
И в заключении хочется напомнить вот о чем. Знания не сделают здоровее вашего ребенка, проводящего все время за книгой. И тот, кто отдает лучшие годы своей жизни для того, чтобы овладеть премудростями разных наук, должен найти время и для того, чтобы в совершенстве овладеть двигательными навыками. Свидетельство об окончании средней школы и обладание спортивным разрядом по какому-либо виду спорта – вот что одновременно должен иметь выпускник школы. Это и будет залогом его гармоничного развития – умственного и физического. Так помогите же ему в этом, дорогие родители.
Необходимо всегда помнить правило: «Физическая нагрузка в любой форме лучше, чем ее полное отсутствие».
© 2016, Коржова Оксана Васильевна 720