СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Родной язык - ничем незаменимый -
Он дорог всем. Все отразилось в нем:
Земля и небо, осени и зимы.
Понятен вздох на языке родном.
Завещанное предками богатство
Мы сохраним навек в родном краю.
Язвк отцов! С тобой недбзя расстаться, -
Тобой живу - и как могу пою! Т.Зумакулова.
Богатство Дагестана - это, бесспорно, его народ, его культура, обычаи и, конечно, языки. Но с изучением языкового наследия в республике немало проблем.
Человека формируем среда. Именно среда влияет на знание или незнание родного языка. Так городская молодежь с каждым годом отдаляется от своих корней, забывая родной язык. Обычно, даже выпускники языковых факультетов не хотят идти работать в школы. Особенно это характерно для Дагестана. И уж тем более, как то не модно быть "учителем родного языка". Как видно, перспектива сохранения языков Дагестана через образование сокращается.
Непреодолимое препятствие - возрастающее смешанное проживание и межнациональные браки, нигилизм детей и родителей.
Многие семьи уже не владеют в полной мере и не пользуются родным языком. Дети, выросшие в городе, практически не знают родного языка, а чаще всего отвергают его, боятся на нем говорить, чтобы не портить русскую речь. Да желание изучать родной язык в городских школах каждый год падает. В городах сложнее всего. Здесь семьи редко практикуют общение на родном языке. В итоге, получается, что городские не зна.т родной язык, при этом хорошо владеют русским.
Современная этноязыковая ситуация в Дагестане складывается таким образом, что даже не ор выполнении национальными языками знаковых социально и политически престижных функций, а о том, что родные языки выходят даже из семейно-бытового употребеления. Можно много и долго говорить об особенностях обучения родному языку в школе, но я хочу отметить другое. Прежде всего следует позаботиться о повышении роли семьи. Если мы не будем прививать родной язык в семье, то останемся без языка. Долг родителей - открыть красоту и богатство родного языка. Во-вторых, ребенок не должен стесняться общаться на своем родном языке в общественных местах. Для этого мы должны привить чувство уважения и любви к родному языку и народую В-третьих, помочь преодолеть психологический барьер в сознании молодого поколения, типа "знание родного языка ничего мне не даст, он мне не нужен", чтобы в результате наши ученики твердо решили, что "русский язык важен и нужен, но не взамен родному".
К сожалению, сейчас очень мало внимания уделяется изданию учебников и учебно-методических пособий. Мало издается литературы на национальном языке, в школах возникают серьезные проблемы из-за отсутствия учебной и учебно-методической литературы.
Сохранять национальные языки и культуры необходимо всем миром. Бережное отношение к своим национальным корням помогает сохранить огромный пласт уникальной культуры народов Дагестана!
© 2020, Запирова Сакинат Омарадзиевна 462