СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Родной язык является помощником учителя в обучении иностранному языку, но по мере овладения учащимися иностранным языком, доля родного языка уменьшается, а иностранного – увеличивается.
Конечно, удельный вес родного языка на уроке иностранного языка определяется рядом факторов, а именно:
ступенью обучения
уровнем сформированности коммуникативной компетенции учащихся той или иной группы;
степенью сложности изучаемого языкового материала.
Основные функции родного языка на уроке иностранного языка:
1. Мотивационная функция
Родной язык часто используется в формулировке цели урока, в объяснении учителя перед выполнением какого-либо упражнения для того, чтобы вызвать интерес у учащихся к предстоящей работе.
Родной язык встречается в инструкциях к заданиям. Однако письменные инструкции и комментарии на родном языке (в учебнике, в раздаточных материалах) необходимы в начальный период обучения, чтобы обеспечить самостоятельную работу учащихся. Кроме того, они помогают придать осмысленность формальным заданиям.
Многие учителя используют родной язык учащихся при подведении итогов в конце урока. Это очень важный элемент учебного общения, учитель должен озвучить то, чему учащиеся научились на этом уроке, чтобы обеспечить ощущение прогресса, Данная функция также предполагает создание учителем проблемных ситуаций на уроке, которые мотивируют последующее введение речевого и языкового материала, а также формулирование творческих заданий для презентаций, подготовки проектов или устных выступлений учащихся по окончании той или иной темы и пояснения по их подготовке и оформлению (при этом возможна демонстрация некоторых творческих работ учащихся других классов или предыдущих выпусков и комментарии к ним: достоинства и недостатки.
2. Обучающая функция
Русский язык используется при объяснении особенностей артикуляции отдельных звуков на этапе формирования звукопроизносительных навыков.
Так же учителя обращаются к родному языку учащихся на этапе презентации нового грамматического материала. С одной стороны, учитель стремится как можно полнее и точнее раскрыть значение новой грамматической конструкции, обратить внимание на ее особенности и формы, продемонстрировать употребление в речи, с другой стороны, примеры на русском языке могут быть наглядным материалом для сопоставления.
3. Организационная функция
Объяснение правил новых игр разумнее проводить на родном языке, что обеспечит точность понимания инструкций всеми учащимися класса и освободит время на собственно проведение игры или же учителю следует тщательно продумать язык инструкций и команд (он должен быть ясен и понятен учащимся).
При регулярном и активном использовании ограниченного числа команд и инструкций на иностранном языке наблюдается переход этих выражений из пассивного в активный словарь учащихся, что в дальнейшем позволит учителю отказаться от обращения к родному языку на этапе проведения игровых приемов.
4. Контролирующая функция
На этапе совершенствования или контроля сформированности лексико-грамматических навыков эффективен так называемый«обратный перевод», когда учащимся предъявляются изолированные слова, словосочетания или высказывания на родном языке Учащиеся переводят их на иностранный язык самостоятельно или в парах (при этом можно дать ключи для организации самопроверки или взаимоконтроля).
Перевод слов с родного языка на иностранный - один из приемов составления словаря для кроссвордов, наряду с такими приемами, как рисунки, контекст, синонимы, антонимы, дефиниции
5. Коммуникативная функция
При первой встрече с учащимися для установления контакта и благоприятного психологического климата в группе, учителю необходимо получение личной информации о том или ином ученике, обращение к опыту, интересам и потребностям детей. Родной язык может также помочь учителю сформулировать мотивы общения, заинтересовать учащихся, вызвать у них желание общаться и взаимодействовать не только с новым учителем, но и друг с другом.
Итак, учет родного языка является неотъемлемой частью большинства принятых сегодня методик. Хотя ведущим на уроке должен быть, конечно, иностранный язык, невозможно полностью исключить родной язык из процесса обучения иностранному языку. Использование родного языка учащихся для создания развивающей языковой среды всегда должно быть строго ограничено и обосновано. Только в этом случае родной язык может стать эффективным средством обучения, способствующим, а не препятствующим усвоению иностранного языка.
© 2019, Филимонова Наталия Михайловна 206