СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Варенцова Наталья Александровна
Воспитатель высшей категории
МБДОУ «Детский сад №92»
г. Нижний Новгород
Роль дидактических игр в приобретении математических представлений и логического мышления у детей второй младшей группы.
Аннотация: развития математических способностей дошкольников является одной из актуальных в воспитании дошкольников, так как необходимым условием формирования умственных качеств детей, их самостоятельности и инициативности является их активность.
Актуальность обусловлена и требованиями программы ДОО в части познавательного развития дошкольников – развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах.
Ключевые слова: дидактическая игра, элементарные математические представления младших дошкольников, логическое развитие ребенка.
Формирование элементарных математических представлений огромная область интеллектуального развития ребенка, а также формирования его познавательных и творческих способностей. От эффективности развития математических предпосылок ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность развития мыслительных и логических способностей. Поэтому уже с самого раннего возраста на основе практических действий у детей необходимо формировать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. (3)
Богуславская З.М., Бондаренко А.К. отмечают, что педагог организует дидактическую игру в трех направлениях: подготовка к проведению, непосредственно само проведение, анализ (1; 2).
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
Для более успешного освоения детьми математических представлений и логических мышлений, я разделила все дидактические игры на три направления.
Игры с предметами.
Для игр с предметами я использовала режимные моменты:
- одевание, раздевание (где мы можем сравнить высоту, длину и размер одежды и обуви. Например, у Алисы шарфик длиннее чем у Мартыка; а у Есении сандалики меньше чем у Иосифа и т.д., разложить одежду по цвету; у каждого есть варежки, а когда мы их сложим на батарею их будет много и т.п.
- сервировка стола, где мы можем обратить внимание какие предметы стоят внизу, а какие вверху; какие слева, а какие справа; в хлебнице много кусочков хлеба, а в тарелке котлет поскольку. Например, при сервировке стола мной используется дидактическое пособие «Накрываем на стол» пособие направлено на развитие пространственного воображения дошкольников: вверху – внизу, слева – справа, ближе – дальше. я спрашиваю детей с какой стороны мы кладем вилку, а с какой ложку? А где нужно поставить салфетки? Где положить чайную ложку, а где столовую? Куда мы ставим большую тарелку, а куда блюдце? и т.д. (Рисунок № 1)
- прогулке, дерево выше, а куст ниже; машины на дорогах едут большие и маленькие; оставив отпечаток обуви на песке или снегу обратить внимание детей, что след воспитателя больше чем след ребенка и т.п.
Для детей младшей группы даются предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как дети этой группы еще не могут находить слабозаметные различия между предметами. К таким играм относятся: «Кукла Катя обедает», «Кукла Катя собирается на прогулку», «Что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «Выбери предмет», «Посуда», «Третий лишний», «Сравни дорожки» и т.д.
Настольно – печатные игры.
Настольно - печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Самое простое задание в подборе картинок по парам – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, две машины и т.д. Затем задание немного усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу.
Предметы, изображенные на картинке, могут быть разные по форме и цвету, но их объединяет принадлежность к одному виду предметов. Подбор картинок по общему признаку (классификация). «Что растет в лесу (саду, огороде)». Запоминание состава, количества и расположения картинок: «Отгадай, какую картинку спрятали», «Что изменилось?», «Построй из геометрических фигур», «Подбери заплатку для ковра», «Кто быстрее соберет фигуры своего цвета», «Выложи из счетных палочек геометрическую фигуру», «Домик для рыбки», «Тихий час», «Почта», «Цветные гаражи», «Большой, маленький», «Найди домик для птички», «Найди стаканчик для карандаша», «Подбери зайке морковку по форме», «Строитель, построим дом! (большие и маленькие кирпичики, длинные и короткие дощечки)» и т.д. Описание, рассказ по картинке с показом действий, движений. Например, в игре «Отгадай, фигуру?» ребенок, взявший у водящего карточку, внимательно ее рассматривает, затем подбирает фигуру похожую по признакам.
Мною были изготовлены и дидактические планшеты, например, в игре «Найди домик для птички», «Найди стаканчики для карандаша» мы закрепляем знания основных цветов; формируем умение сортировать по цвету; развиваем мышление, внимание, память. «К нам в окошко заглянули. Голубочки гули – гули. Ты не бойся их малыш! Улетайте кыш, кыш, кыш!». Куда наши птички разлетелись НАВЕРХ, ВНИЗ, ОКОЛО заборчика…….. Рисунок № 2.
В дидактической игре «Подбери зайке морковку по форме» мы раскладываем большие и маленькие морковки, формируем знания детей о форме предметов. Например, «Зайка, заинька – дружок! Посиди со мной часок. Ни минуты не могу в гости к ежику бегу, он вчера меня встречал, есть морковку приглашал!» ….помоги зайке найти подходящую по форме морковку…. Рисунок № 3.
Для развития математических способностей использую игры для группировки по признаку предметов «Разложи по форме», «Грибочки для ежика», «Много-мало», «Счетная мозаика», «Подбери по форме», «Найди свой домик», «Сбор фруктов», " У кого хвост длиннее? ", «Когда это бывает», "Что изменилось? ", и т.д.
Словесные игры.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В младших группах игры со словами направлены в основном закрепление и активацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве. К таким играм относятся: «Что бывает такой формы?», «Какие бывают фигуры». «Назови фигуры, которые использовал художник для изображения картинки?», «Назови одним словом», «Угадай, что спрятали», «Подбери фигуру», «Волшебный мешочек» и др.
Рисунок №1.
Рисунок № 2.
Рисунок № 3.
Список литературы:
© 2024, Варенцова Наталья Александровна 147