СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Роль дидактической игры в процессе обучения младших школьников
Стоит отметить, что понятие «игра» может быть рассмотрено с разных точек зрения. Не только разные народы древности давали неоднородные определение этому понятию, но и наши современники не сходятся в единой точке. О теории игры говорили такие европейские философы XIX, как Ф. Шиллер, В. Вундт, Г. Спенсер, но они рассматривали этот вопрос, уделяя внимание игре как порождению искусства. Д.Б. Эльконин (1978) в своих трудах приходит к выводу, что человеческая игра — это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности. В настоящее время в это понятие входит широкий круг действий, приносящих радость без тяжелого труда. К игре мы относим и детские забавы, такие как игра в куклы, с мячом, и игру в театре, спортивные игры и др.
Чтобы дать определение понятию игры обратимся к педагогическому словарю Г.М. Коджаспировой (2005). Игра — один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Игра служит физическому, умственному и нравственному воспитанию детей.
Согласно возрастной периодизации психики Д.Б. Эльконина (2007) выделяются несколько типов ведущей деятельности. Ведущая деятельность - термин, выдвинутый А.Н. Леонтьевым (1959) и обозначающий деятельность, с которой связано возникновение важнейших психических новообразований. Важно отметить, что игра является ведущим типом деятельности для детей
дошкольного возраста. Как утверждал Л.С. Выготский (1966) «Игра — источник развития и создает зону ближайшего развития».
В последующих возрастных периодах игру заменяет учебная деятельность, но что важно, не вытесняет игру полностью, так как для ребенка именно игру можно считать самой привлекательной формой деятельности. Именно поэтому на уроках в начальной школе учителя часто прибегают к использованию игр.
Таким образом, подходим к выводу, что игра и обучение тесно связаны. Неоспорим тот факт, что игра занимает заметное место в начальные годы обучения детей в школе. От «игры» в общем, переходим к понятию «дидактическая игра».
Определений дидактической игры, как и определений игры, существует несколько, но на мой взгляд наиболее емким можно считать определение, данное А.К. Бондаренко (1991). Она пишет, что дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Выделяя тот факт, что в категорию дидактических игр, могут входить различные по своей структуре и проведению игры, приходит к выводу о необходимости приведения классификации. Анализ работ Т. Данченко (2007) Л.Янковой, Е.Шумаковой (2010), позволил нам классифицировать дидактические игры по следующим группам:
· по виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические;
· по характеру игровой методики: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации;
· по характеру познавательной деятельности: игры, требующие от детей исполнительской деятельности, игры, требующие воспроизведения действия, игры, включающие элементы поиска и творчества;
· по игровой среде: игры с предметами, настольные, комнатные, уличные, компьютерные.
На уроке в начальной школе учитель должен помнить, что не игра основная цель урока. Игру нужно использовать только как средство обучения и воспитания. Игру нельзя смешивать с забавой, доставляющей удовольствие. Чтобы правильно использовать дидактическую игру на уроке следует знать цели и понимать возможности и функции игры на уроке.
Л.Янкова (2010) разделила цели игровых технологий на 4 группы. Она выделила дидактические цели: развитие знаний, умений и навыков, расширение кругозора; воспитывающие цели: воспитание коллективизма, самостоятельности, коммуникативности; развивающие цели: развитие психических функций, мотивации учебной деятельности; социализирующие цели: приобщение к нормам и ценностям общества.
О функциях дидактической игры на уроке говорит в своей статье Т. Данченко (2007). Можно выделить наиболее значимые:
1. с помощью дидактической игры у учащихся происходит активизация мыслительной деятельности;
2. игровые технологии закрепляют знания, умения и навыки.
3.в дидактических играх ученик учится сопоставлять, классифицировать предметы по схожим признакам, осуществляет анализ и синтез, делает обобщения;
4.игры формируют у младших школьников смекалку, сообразительность, находчивость;
5. игра стимулирует волевые усилия - организованность, выдержку, умения соблюдать созданные правила, подчинять свои интересы интересам коллектива.
В.И. Попова (1987), М.Н. Перова (1996), Т.А. Масловская (1997), О.А. Козлова (2004) отмечают, что дидактическая игра должна способствовать обучению, помогать, а не отвлекать от учебной задачи. Организую игру, учитель должен помнить о цели и результате дидактической игры. Использование на уроке игр делает процесс обучения привлекательным для ученика начальных классов. Обучение становится интересным, и ученики не замечают, как в ходе игры они выполняют определенные упражнения, тренируются решать примеры и задачи.
На мой взгляд, одним из важнейших качеств дидактической игры является возможность с их помощью осуществлять индивидуальный подход к ученикам на уроке, предлагать задания персонально для каждого ученика, учитывая его интеллектуальные возможности.
Используя игры, учитель занимается не только обучением, но и воспитанием, работает над становлением личности своих учеников. М.Н. Перова (1996) отмечает, что в коллективных играх формируются такие качества личности как ответственность, воля, развиваются навыки сотрудничества, умение работать в коллективе.
Таким образом, можем сделать некоторые выводы о роли игры в процессе обучения младших школьников. Как уже отмечалось, дидактические игры позволяют проводить на уроке необходимое количество повторений, отработку упражнений на различном материале, сохраняя при этом интерес к заданию.
Немало важен и тот факт, что благодаря применению игр можно получить наибольшее укрепление и осмысление основных знаний, умений и навыков конкретного предмета.
Использование игр на уроке способствует возникновению положительного отношения к предмету. Можно справедливо утверждать, что
в том случае, когда ребенку интересно заниматься, он будет лучше усваивать материал.
С помощью игры происходит активизация мыслительной деятельности, в зависимости от характера игры ученику нужно принимать настойчивость в преодолении трудности, стремиться к цели, использовать волевые усилия.
Список литературы.
Автор: Мамамтавришвили Мэги Захаровна
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2019/06/18/rol-didakticheskoy-igry-v-protsesse-obucheniya-mladshih Ссылка на сайт
© 2020, Калачева Мария Владимировна 766