СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль интегрированных уроков в обучении английскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Происходящие изменения в современной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности и творческой инициативой. Обществу нужна думающая, ищущая, творческая личность. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, способной самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Но также, не стоит забывать, что в наше время необходимо воспитать из учеников людей, способных жить в современных условиях, высококлассных специалистов, и самое главное, активных патриотов России. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

В современных условиях невозможно использовать педагогические методы и средства прошлого, не подстраивая их под современные задачи, поэтому сейчас крайне важным является поиск новых видов и способов педагогической деятельности, которые должны не только отвечать потребностям современной системы образования, но и быть эффективными, результативными. В настоящее время образовательная система нашей страны стремительно развивается, методисты и педагоги ищут новые технологии, методы и приемы, чтобы организовать учебный процесс максимально эффективно. Эти изменения затрагивают как цели и содержание образования, характер педагогических отношений, так и изменения в подходах к процессу обучения. Тем не менее классическая форма проведения школьных занятий - классноурочная система по-прежнему востребована. Однако для организации плодотворной и успешной деятельности обучающихся в современной педагогической практике урок меняется: в образовательный процесс входят нетрадиционные формы проведения занятий, в том числе интегрированные уроки.

Для начала необходимо понимать, что такое интеграция?

Процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости.

С педагогической точки зрения интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Понятие «интеграция» может иметь два значения:

а) создание у школьников целостного представления об окружающем

мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);

б) нахождение общей платформы сближение знаний (здесь интеграция –

средство обучения).

Интеграция знаний из различных предметов осуществляется с помощью интегрированного урока. Система интегрированных уроков лежит в основе интегрированного обучения.

Интегрированные уроки, их виды и технология проведения – тема не новая для педагогических и методических наук. Эти вопросы исследовали и исследуют в своих работах, такие ученые как Вавилова Л. Н., Зимняя И. А., Кузьмина А. А., Остонова М. А., Пидкасистый П. И., Соколова С. Г., Суслова Э. А., Тарасюк Н. А., Щенев В. А., и многие другие. Однако данное исследование актуально, поскольку нетрадиционные уроки играют важную роль в педагогической практике. Не менее важны те преимущества, которыми обладают именно интегрированные уроки иностранного языка:

Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем

обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы. Нельзя не отметить, что форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна, а использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников. Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. А яркий эмоциональный настрой, который создается на интегрированных уроках, способствуют стимулированию мотивации и интереса обучающихся, что приводит к положительным результатам обучения.

При планировании и организации интегрированных уроков учителю важно учитывать следующие условия:

- в форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов, но интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов;

- в интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим;

- чаще всего, интегрированные уроки являются спаренными и проводятся учителями совместно. Возможна разнообразная интеграция учебных предметов.

В реальной практике преподавания каждый учитель сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Успешное изучение школьниками одного предмета часто зависит от наличия у них определенных знаний и умений по другой дисциплине. Например, решение задач по физике или химии требует чисто математических навыков, работа с компьютером связана со знанием соответствующей английской лексики. Но даже если такое точное указание на возможное партнерство отсутствует, строго оценивая содержательный план своего предмета, учитель может увидеть, что изолированное преподавание нередко ущербно, недостаточно. Ведь мы все более отчетливо понимаем, что мир един, что он пронизан бесчисленными, внутренними связями так, что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множества других. В подобных случаях требуется сравнение, сопоставление, обобщение, что является основанием для интеграции предметов.

Физиологами и психологами доказано, что дети (особенно младшего школьного возраста) не могут в течение целого урока заниматься только одной деятельностью, например, читать и писать. Поэтому целесообразно проводить интегрированные уроки, где одной теме (идее) подчиняются разные виды деятельности. Интеграции знаний из разных областей, помогает снять причины детской усталости.

На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются школьниками в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.

Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов. Вот некоторые из таких задач:

  • Повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);
  • Рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;
  • Организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;
  • Показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.

Учителя, которые планируют включить в свою педагогическую деятельность проведение интегрированных уроков, должны учитывать затруднения, которые могут при этом возникнуть.

Во-первых, следует просмотреть программы тех предметов, которые предполагается интегрировать с целью выявления похожих по тематике тем. Они необязательно должны быть идентичны, главное – выявить общие направления данных тем и обозначить цель будущего интегрированного урока. При этом нужно не забывать, что цель урока должна быть направлена на более глубокое изучение материала и практическое подкрепление теоретических знаний, что необходимо для лучшего усвоения материала.

Во-вторых, если урок готовится двумя учителями, при составлении конспекта урока следует четко распределить количество времени, отводимое каждому педагогу и строго придерживаться данного регламента.

В-третьих, не стоит забывать, что проведение интегрированных уроков требует от педагогов серьёзной тщательной подготовки к уроку. Учителя должны строго соблюдать регламент урока, тщательно продумывать формы и методы работы на таких уроках. Такие уроки больше похожи на театральную постановку, а, следовательно, требуют от учителя умения импровизировать.

Что же касается количества интегрированных уроков, то здесь однозначного ответа быть не может. Всё зависит от умения учителя синтезировать материал, органично связать между собой и проводить интегрированный урок без перегрузки детей впечатлениями. Пока не созданы в достаточном количестве интегрированные учебники, отбор и систематизация материала – нелёгкая задача для учителя.

И конечно же, злоупотреблять проведением интегрированных уроков не стоит, так как слишком частое использование данной формы урока может привести к обратному результату – снижению познавательной активности обучающихся к изучаемым предметам.

Иностранный язык занимает особое положение, так как он по своей сути является интегрированным предметом. Он весь пронизан межпредметными связями и предлагает учащимся знания многих областей науки, искусства, культуры, а также реальной повседневной жизни.

Введение и активизация элементов интеграции английского языка с различными предметами (литературой (изучение творчества писателей, поэтов), историей (страноведческий материал), географии (изучение географического положения стран) делает урок интересным, ёмким, развивающим кругозор и усиливает желание изучать иностранный язык. Современный урок английского языка уже невозможно представить без интеграции и с информатикой (подготовка и проведение проектов, тестирований и т.д.).

При проведении уроков с элементами интеграции учащиеся отвечают увереннее, чувствуя себя соавторами урока, показывая более глубокую подготовку и применяя экскурс в смежные предметы средствами английского языка. Результативности интегрированных уроков и внеклассных мероприятий способствуют:

  1. Проявление самостоятельности и творческого подхода учащихся к выполнению задания.
  2. Повышение образовательного уровня учащихся не только по иностранному языку, но и по смежным предметам.
  3. Большая информативная ёмкость материала и его систематизация.
  4. Снятие перенапряжения и утомляемости учащихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности (слушание музыки при раскрытии необходимой темы или образа, посещение виртуальных выставок различных художников, прослушивание стихотворений немецких поэтов в оригинале с информационного носителя и перевода на русский язык в исполнении учащихся, работа с информационными технологиями, просмотр видеофильмов по нужной тематике, виртуальные географические экскурсии).
  5. В итоге, повышение мотивации и уровня знаний, умений и навыков по английскому языку.

Интегрированное обучение не регламентировано ни предметом, ни возрастными категориями учащихся, ни тематикой. Оно напрямую связано с личной заинтересованностью учителя сделать свой урок информативнее, заинтересовать учащихся, способствовать развитию языковой эрудиции, созданию творческой атмосферы на уроке. При определённой подготовке опыт может быть использован каждым учителем на любой ступени изучения иностранного языка, так как интеграционное поле очень широко. Конечно, при этом нужно учитывать психолого-возрастные характеристики, разноуровневость в обучении.

Процесс подготовки и проведения интегрированных уроков представляет собой структурированную систему, состоящую из следующих элементов-этапов: поисковый, подготовительный, исполнительский (основной), заключительный (рефлексивный). Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями: предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала.

Каждый из нас стремится к педагогическому мастерству. Оно достигается, помимо тщательной подготовки к своим урокам, глубоким самоанализом, изучением опыта своих коллег и внедрением в свою практику наиболее интересных и эффективных приемов работы и таким примером являются интегрированные уроки.

В научной литературе подчеркивается, что интегрированные уроки способствуют формированию такой важной составляющей интеллектуального развития детей, как критическое мышление. Современный педагог ставит перед собой цель: добиться того, чтобы каждый ученик мог раскрыть свой творческий потенциал. Урок иностранного (английского) языка служит для этого благодатной почвой, и это отмечают многие исследователи. По мнению ученых, изучение любой иноязычной культуры предполагает мобилизацию интеллектуальных ресурсов: учащиеся работают не только над тем, чтобы освоить лексические и грамматические особенности изучаемого языка, но и учатся применять полученные знания на практике, в результате чего учитель сможет сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию.

Итак, на основании вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы.

Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников.

Также интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах. Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

15.02.2024 20:02


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!