СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и формы педагогического просвещения родителей в ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семья и детский сад должны работать по принципу сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи на всем протяжении дошкольного детства ребенка. В этой работе нам поможет педагогическое просвещение с его активными методами и формами.

Детство – уникальный период в жизни любого человека. В это время формируется здоровье, закладываются основные нормы поведения, раскрывается внутренний мир, происходит становление ребенка, как личности. И от того, что усвоит малыш в период детства, зависит то, насколько он будет успешным во взрослой жизни. В начале жизненного пути детей окружают самые главные для них люди – родители, которые становятся первыми и главными наставниками. В законе «Об образовании» в ст. 18 написано: «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте». После того, как ребёнок взрослеет, он поступает в детский сад, где знакомится с новыми для него людьми – воспитателями. При этом ДОУ выступает, как помощник для родителей, но не заменяет их первостепенную роль. Детский сад становится первым социальным институтом, воспитательным учреждением, в котором для родителей начинается знакомство с педагогикой. Здесь они впервые узнают о возрастных и индивидуальных особенностях детей, о том, что необходимо реализовывать воспитание детей совместно с ДОУ по модели «родитель –ребенок-педагог» и т. д.

Но, в настоящее время, мы столкнулись с проблемой: после того, как родители, отдают ребенка в детский сад, они перестают принимать активное участие в воспитании детей, снимая при этом с себя все обязанности, жизнь ДОУ их тоже не интересует. Некоторые же, в свою очередь, рассматривают детский сад, как место для социализации, общения с другими детьми, в остальном не желая прислушиваться к советам воспитателя, не воспринимая его всерьез, как педагога, а ведь именно сотрудничество с родителями позволяет узнать ребенка глубже, раскрыть его, увидеть в различных ситуациях и следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, агрессивного поведения, негативных поступков, сформировать жизненные ориентиры.

Именно поэтому семья и детский сад должны сотрудничать на всем протяжении дошкольного детства ребенка. В этой работе нам поможет педагогическое просвещение. Это одна из традиционных форм взаимодействия педагогов ДОО и родителей. Из-за того, что не все знакомы с элементарными азами педагогики, могут произойти следующие ситуации. Например: в семье двое детей начали активно и шумно играть: бегать, кричать, разбрасывать игрушки. Что же делают в такой ситуации взрослые? Они просят детей прекратить, повышая при этом голос. Но дети не реагируют на замечания, их это раззадоривает еще больше, они видят в этом всего лишь игру. Однако же родители переходят на крик и угрозы (поставить в угол, отпороть, выкинуть игрушки), тем самым провоцируя у детей страх быть наказанным. Но это не правильно, ведь тем самым взрослый пытается подавить деятельность детей.

Но если бы родители были знакомы с педагогикой, то стремились бы в данной ситуации переключить детей на другой вид деятельности.

Однако в нашей современности такие примеры уже не редкость. Именно работа воспитателя направлена на предотвращение подобных ситуаций, оказывая максимальное информирование родителей в вопросах педагогики.

Для выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей мы использовали следующие методы: индивидуальные беседы с родителями и детьми; посещение семей; анкетирование и тестирование родителей; моделирование игровых и проблемных ситуаций; наблюдение за взаимоотношением родителей и детей во время приема и ухода детей и т.д.

Опробировав вышеперечисленные методы, мы использовали дифференциированный подход и условно поделили родителей на три группы:

1-ая группа - с высоким уровнем педагогической культуры - проявляют серьезное отношение к воспитанию детей.

2-ая группа со средним уровнем - занимаются воспитанием своих детей не так активно.

3-ю группу с низким уровнем мы отнесли к группе риска. В таких семьях каждый живет сам по себе и не интересуется другими, им не важно, что тревожит малыша, чем он интересуется, с кем дружит.

Исходя из этого, формы работы с родителями мы разделили так:

- коллективные (массовые) направлены на работу с большим коллективом родителей, группой (родительские собрания, вечера вопросов и ответов, дни открытых дверей и др.);

- индивидуальные проводятся с отдельно взятой семьёй и направлены на помощь родителям, которые не знают, как правильно организовать процесс воспитания своего ребенка (педагогические беседы с родителями);

- наглядно-информационные призваны наладить между педагогами и родителями опосредованное общение, а именно познакомить их с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, оказывать практическую помощь семье (информационные уголки, стенды, папки - передвижки, буклеты и пр.);

- традиционные;

- нетрадиционные.

Показателем эффективности вариативного использования разных форм и методов в работе с родителями может быть только их искреннее проявление интереса к занятиям детей, активное участие в педагогических дискуссиях. Все чаще столкнувшись с проблемами в воспитании детей, родители спешат обраться за помощью к квалифицированным педагогам ДОУ.

Для того, чтобы помощь была более эффективной, родители активно участвовали в жизни детей и детского сада, повышая тем самым их педагогическую культуру, мы отказались от назиданий, стараясь привлекать родителей к решению важных проблем и нахождению общих правильных ответов.

В соответствии с этим, мы построили свою работу, используя следующие активные формы педагогического просвещения родителей:

  1. Родительские собрания.

Собрания проводятся в обстановке доверия и доброжелательности с применением мультимедийного оборудования, с помощью которого мы презентуем, чем мы занимаемся с детьми, пока родители на работе. Родителей, активно участвующих в жизни группы и детского сада, мы награждаем почётными грамотами и благодарственными письмами: "За активное участие в жизни в группы и ДОУ", "За помощь в благоустройстве участка для прогулок", "За творческий подход в воспитании ребёнка" и др.

2. Дни открытых дверей проводятся в виде экскурсии и позволяют нам познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно - образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию.

3. «Вечера вопросов и ответов».

Для проведения подобных вечеров мы заранее собираем интересующие родителей вопросы (проводим анкетирование) и, исходя из этого, выбираем актуальную для родителей тему.

4. Встречи с родителями «Педагогические квизы.»

Родителей мы делим на команды для участия в,своего рода, викторине в игровой форме. Предлагаем им различные проблемные вопросы, ситуации, решение которых не возможно без знания педагогических основ воспитания детей, их психологии.

5.Наглядная форма работы представлена у нас в виде информационного уголка для родителей, на стендах которого они знакомятся с текущими и предстоящими событиями в жизни детского сада и группы, получают необходимую информацию и добрый совет. Сюда относятся и папки-передвижки, памятки для родителей, буклеты, газеты для родителей.

6. Выставки, вернисажи детских работ.

Используются для демонстрации родителям успехов детей по освоению программы (рисунки, самодельные игрушки, детские книги, альбомы и т.д.).

К праздникам проводятся выставки совместноготворчества родителей и детей: «Здравствуй, Новый год!», «Золотая осень», «Мамочка-мой ангел»и т.п., а также они посвящаются определенным темам, например: «Как я помогаю маме», «Я сам», «Вот оно какое наше лето» и т.д.

7. В социальной сети ВКонтакте ведётся закрытое сообщество нашей группы. В сообществе родители могут ознакомиться с прошедшими и предстоящими мероприятиями, событиями, объявлениями, фотоотчётами, могут задать интересующие вопросы воспитателям, высказать своё мнение. Также у ДОУ есть свой сайт, где родители могут ознакомиться с нормативными документами, узнать какой педагог работает с их детьми, какие новости есть в детском саду.

8. Праздники, досуги, развлечения.

Родители нашей группы с удовольствием участвуют в подготовке к праздникам, это способствует сплочению не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

9. Мастер-классы.

Являются активной и востребованной формой работы. На мастер-классах мы осваиваем с родителями неизвестные им техники рисования, лепки, конструирования и др., чтобы дома с детьми они могли этим позаниматься и научить своего малыша чему-то новому.

10. Открытая образовательная деятельность с детьми в ДОУ для родителей.

Открытые просмотры образовательной деятельности необходимы для родителей. Здесь они могут понаблюдать за своими детьми в процессе занятия, посмотреть, как ведет себя их ребенок вне семьи, сравнить поведение и умения своего малыша с другими детьми, поучиться у воспитателя педагогическим приемам воспитания в процессе обучения.

11. Индивидуальная форма работы, в частности «Беседа за закрытыми дверями» необходима для решения с родителями проблемы ребёнка личного, психологического порядка.

12. Инновационная форма работы с родителями – это проектная деятельность.

Для родителей и детей она представила большой интерес, т.к. все задания они выполняют дома вместе (в соответствии с темой недели пополняется РППС группы, выполняются поручения воспитателя, данные на дом детям вместе с родителями). Это способствует сплочению родителей и детей. Например: в проекте «Цветочки для клумбы» родители вместе с детьми должны были вырастить дома рассаду цветов, а весной на итоговом мероприятии по высадке цветов все вместе украсили мим клумбу на участке для прогулок.

Опыт нашей работы с родителями дошкольников показал важность и необходимости педагогического просвещения. Результаты таковы: активность родителей в вопросах воспитания стала выше, они совершенствуют свои знания в сфере педагогики; между родителями, педагогами и детьми налаживаются отношения доверия и взаимопомощи; родители обмениваются друг с другом опытом семейного воспитания. Именно к этому мы и стремились, но совместного успеха в деле воспитания и обучения детей и положительных результатов такого взаимодействия мы не добились бы, если бы активность не была взаимной, двусторонней.

Самое главное теперь в нашей дальнейшей работе - не останавливаться на достигнутом, а совершенствоваться, внедряя все новые и новые активные формы в работу с родителями.

10.03.2025 15:15


Рекомендуем курсы ПК и ПП