СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Чтобы открыть для себя всю красоту и духовное богатство русской литературы, необходимо научиться внимательно читать художественное произведение. Чтение должно быть вдумчивое и творческое.
Для анализа текста нет единого пути. Каждому предстоит найти тот путь, который поможет проникнуть в смысл именно этого конкретного произведения. А это зависит, во-первых, от самого текста и, во-вторых – в значительной мере – от читателя: его эрудиции, умения воспринимать художественное произведение. И чем больше мы читаем художественной литературы, чем глубже проникаем через языковую ткань в смысл текста, тем лучше сможем передать свое восприятие произведения, тем вернее сможем истолковать и оценить его.
Что значит уметь читать? Читать не как гоголевский Петрушка, которому нравился сам процесс чтения, когда « из букв вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает, что и значит»?
Уметь читать – это значит ярко представить себе созданную словами картину жизни, пережить вместе с героями события, понять, что сказал лично нам автор о мире, о людях, о нас самих. А для этого необходимо почувствовать красоту и выразительность языка произведения.
Без внимания к слову нет хорошего читателя. Ведь мы имеем дело с явлением искусства слова, в котором язык служит «материалом» (как в живописи – краски, в скульптуре – мрамор). Именно поэтому очень важно при чтении не только анализировать особенности стиля, жанра, отдельные эпизоды, но и работать с ключевыми словами, с художественными средствами языка. Всегда необходимо помнить, что в художественном произведении все языковые средства служат раскрытию идеи.
Иногда в произведении ключевое слово одного из эпизодов ведет нас к пониманию идейного замысла всего произведения. Посмотрим на примере «Кладовой солнца» Пришвина.
Ключевой сценой, вводящей читателя в мир размышлений автора, является разговор Антипыча о правде. Настя и Митраша хотят знать, где правда. Слово «правда» становится ключевым. Как же отвечает автор не вопрос: в чем правда жизни?
В конце «Кладовой солнца» Пришвин пишет: «Очень может быть, что Антипыч, как Травка его понимает, или, по-нашему, весь человек в древнем прошлом его, перешепнул своему другу – собаке какую-то свою большую человеческую правду, и мы думаем: эта правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь».
Как проявляется в повести борьба? Вся жизнь Насти и Митраши проходит в суровой борьбе. Мать умерла от болезни, отец погиб на войне. Дети осиротели. Писатель скупо, немногословно, лаконично говорит о положении детей: «осиротели», «умерла», погиб». В данном случае нет необходимости много говорить – и так все ясно. Еще раз убеждаемся в том, как точно отбирает писатель слова и какой достигает выразительности.
И Настя и Митраша борются с житейскими трудностями, с силами природы. Но самое трудное – это борьба правды и неправды в душе самого человека. «Золотой курочке» Насте приходится выдержать эту борьбу.
Описывая Настю, Пришвин рассказывает о ее трудолюбии: «Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостиной в руке выгоняла она свое любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку и так хлопотала по хозяйству до ночи».
Почему же Настя «катилась» обратно в избу, а не просто бежала?
Убеждаемся, что и здесь Пришвин подбирает точное слово: Насте некогда, дел очень много, и вместе с тем писатель подчеркивает, что девочка выполняет свою постоянную работу легко, привычно, весело. Вспомним сказку: «Катится, катится колобок по дорожке». Перечислительность интонации подчеркивает многочисленность дел Насти.
Но всегда ли Настя так привлекательна? Оказывается, нет. На палестинке, во время сбора ягоды, Настя выглядит совсем другой: «Ничего не видя, кроме своей клюквы, ползет она и ползет к большому черному пню. Еле передвигает за собой корзину, вся мокрая и грязная, прежняя Золотая курочка». И даже лось не признает в Насте человека, глядя на нее, «как на всякую ползающую тварь». Приятна ли Настя в этот момент? Конечно же, нет. Ведь она совсем забыла о брате.
Напрашивается вопрос: «Если Настя становится такой, значит, правда побеждена?» Но автор дает шанс своей героине: Настя опомнилась, и самое страшное для нее, что она на какое-то время забыла о брате. Настя «пронзительно» закричала, «рыдая, упала возле корзины». Почему именно «пронзительно» закричала? Крик Насти исходил из глубины ее души. И автор глубоко сочувствует Насте, называя ее «бедной».
Примечательно, что никто в селе не упрекает Настю. Наоборот, все относятся к ней с пониманием. Люди оценили, что Настя благоразумно звала брата на торную тропу. К тому же собранная ею клюква была так нужна детям, эвакуированным из Ленинграда. Автор подчеркивает, что Настя «мучилась сама за свою жадность». В этих слова «мучилась за жадность» утверждается победа любви, победа правды в борьбе Насти с собой.
Вся повесть Пришвина, как и сама жизнь, пронизана мыслью о вековечной борьбе добра и зла, эта борьба идет и в природе.
Описание Блудова болота построено на противопоставлении сил добра и зла, великого, щедрого солнца и злого ветра.
Какие же слова, обороты речи помогают нам ощутить силу ветра?
«Злой ветер» устроил деревьям «несчастную жизнь»; мы слышим «стон и вой сосны и ели»; когда «ветер рванул еще раз»; «ель зарычала». Резко меняется лексика и интонация, когда художник рисует победу восходящего солнца. Солнце освещает сначала Звонкую Борину, самое высокое место в Блудовом болоте. Солнце славят пением все птицы; в тексте оно названо великим; преображение Звонкой Борины передается сравнением: «Могучие стволы соснового бора стали, как зажженные свечи великого храма природы». Этот образ особенно подчеркивает могущество сил природы (она названа метафорически – храмом) и восприятие солнца как священного повелителя: свечами сосен и славословием птиц земля в «храме природы» совершает литургию восходящему дарителю света и тепла – жизни.
Болотная же земля, которой не коснулось солнце, «вся в ознобе», вода подернута ледком. Вот почему все живое так ждет появления солнца.
Характерно, что появление лучей восходящего светила земля принимает сверху: лучи сначала зажигают самую верхнюю точку – гребешок косача, потом – верхушки маленьких елочек, затем играют на щеках у детей. Солнце несет радость, счастье, жизнь. Все радуются солнцу.
Природа у Пришвина не только живет своей жизнью, но и пропускается через восприятие человека. Человек связан природой настолько тесно, что немыслим вне ее. Ни Митраша, ни Настя, ни Антипыч не говорят о своей любви к природе – они часть природы.
Человек и природа едины у Пришвина. Писатель показывает, что человек – друг природы, что в этой связи человека с природой залог победы в борьбе за любовь. «Кладовая солнца» - это кладовая добра, олицетворение самой жизни, ее высшего смысла.
Обратимся к лирической прозе И.С.Тургенева.
В наше динамическое время описание природы часто кажутся скучными не только детям, но и взрослым. Но только не у Тургенева. Уже читая первый абзац рассказа «Бежин луг», понимаешь, насколько писатель любил родную природу. И любовь эту он выражает в самом описании, не давая прямой оценки.
Тургенев умеет всматриваться в мир, он видит не только цвета, но и их оттенки: румянец зари кроткий; солнце лучезарное; блеск облаков подобен блеску кованого серебра. Глаголы в описании утра передают не только действия, но и впечатление от этого действия: заря разливается, солнце всплывает, просияет и погрузится в лиловый туман. Только наблюдательный человек обратит внимание, что солнце всплывает мирно, весело, величаво.
Перед нами не просто наблюдательный человек, но и талантливый художник. Эти качества большого мастера проявляются и в умении Тургенева вслушиваться в мир.
Обратимся к последней сцене рассказа. «Кое-где стали раздаваться живые голоса, и жидкий ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землей». Тонкость наблюдений автора, умение передавать голоса мира проявляются в языке: в словах «стали раздаваться», рисующих самое начало действия, в неопределенном наречии («кое-где»), в выражении «ветерок пошел бродить и порхать над землей». Эти едва различимые звуки пробуждающей жизни перерастают в торжество звуков и света: «Полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света. Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило».
Для Тургенева любовь к русскому народу, к русским детям, к русской природе – это все любовь к родине. Вот почему писатель начинает и кончает рассказ поэтическим описанием русской природы. Перед нами раскрывается личность талантливого русского писателя, особенно чуткого к слову.
© 2022, Осадчая Марина Николаевна 366