СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Роль тестирования в оценке знаний, умений и возможностей человека многогранная и прежде всего положительная. Но, не смотря на кажущуюся простоту метода, тестирование требует осторожного подхода и применения на практике. Хотя бы потому, что многие начинают заниматься этим вопросом отдавая дань «моде» и совершенно не обращают внимания на то ради чего, или благодаря чему, появилось тестирование как метод контроля, как метод оценки.
Слово «тест» английского происхождения и на языке оригинала означает «испытание», «проверка». "Отцом" теста считается американский психолог Джеймс Кеттел, именно он в 1890 году ввел понятие "интеллектуальный тест", которое приобрело безумную популярность. Тесты того времени больше напоминали лабораторные опыты, за один раз пройти тест (требовалось 2-3 дня) мог лишь один человек, но в 1904 году Министерство образования Франции, поручает врачу-психологу Альфреду Бине разработать тест, с помощью которого можно было бы отличить ленивых детей, которые имеют способности к учебе, от детей, которые страдали врожденными дефектами и не могли учиться в обычной школе. А в 1917 году перед американскими психологами была поставлена задача: как можно быстрее отобрать и распределить полуторамиллионную армию рекрутов, в разнообразные службы по определенным профессиональным способностям. Специально созданный, для этого комитет, поручил А.С. Отису разработать специальные тесты. Новые тесты значительно упрощали процедуру тестирования: теперь тест могли проводить, не только квалифицированные психологи, но и просто обученные процедуре тестирования люди. В 20-е годы в Америке начался самый настоящий тестовый бум. Ведь теперь каждый мог пройти тестирование и узнать, какую профессию он может получить, какие недостатки характера стоит скрывать, способности к какой профессии у него есть.
Мы видим, что и в первом, и во втором случаях, тестирование это экспресс-метод, который с одной стороны заменяет высокопрофессиональных врачей-психологов, а с другой это метод решения масштабных, объемных задач в условиях отсутствия подготовленных кадров. Необходимо также отметить, что и в том и другом случаях речь идёт о тестировании как о единой методике оценки-контроля, не имеющей ограничения с точки зрения охвата количества тестируемых, с целью предварительной разбивки их на группы по потенциальным возможностям. Таким образом, изначально тестирование было разработано как экспресс-метод способный:
- решать задачи по идентификации при больших объемах исходной информации,
- заменить проведение сложной, трудоемкой аттестации, выполнением специального теста, с целью предварительной разбивки тестируемых на группы, согласно их потенциальных возможностей,
- выявить общую картину состояния вопроса по единым стандартам (методикам тестирования) на всем исследуемом пространстве с учетом локальных особенностей подготовки тестируемых
На наш взгляд, сегодня можно выделить три составляющих части, которые определяют основные особенности процесса тестирования:
- программное обеспечение тестирования
- допускаемая разновидность типов вопросов и ответов, для составления тестов в рамках выбранного программного обеспечения.
- степень локализованности тестирования.
Характерной чертой сегодняшнего дня при проведении тестирования является широкое использование вычислительной техники и, прежде всего персональных компьютеров. Сегодня интернет - магазины предлагают широкий выбор программ (с технической поддержкой и сравнительно недорогих) для проведения тестирования, с применением персональных компьютеров, например TestGoldStudio, Testreader 4.14, simulator 3, MiniTestSL, TestGuru 1.5. и др.
На наш взгляд предпочтение следует отдавать тем программам, которые отвечают следующим требованиям:
- возможность использовать рисунки, фотографии, формулы в тексте теста,
- возможность подключать внешние приложения, например MS WORD, EXCEL и т.д.
- автономное составление теста и редактирование не встроенным редактором, а внешним, широко распространенном, например MS WORD.
- возможность подключение языков,
- возможность пропуска вопросов
- наличие блока обработки полученных результатов, с учетом различной значимости вопросов и ответов.
- установки случайного порядка следования вопросов и ответов,
- возможность составления различных тестов (например, по разделам учебного курса) из одной базы вопросов,
- составление теста с различными типами вопросов.
Следующая особенность тестирования, определяет возможный круг типов применяемых вопросов, на основе которых формируется тест.
Например, тестирование знаний с вопросами закрытого типа «выбор одного из нескольких», «выбор нескольких из нескольких», «соответствие» и открытого типа «свободный ввод ответа».
Предлагаемое сегодня программное обеспечение предусматривает применение в тестах от одного до двенадцати типов вопросов. Так программы для тестирования TestGoldStudio, Testreader 5.01, соответственно, предусматривают применение от двенадцати до трех типов вопросов, что значительно расширяет не только функциональные возможности теста, но и делает его привлекательным для студента в психологическом аспекте.
Завершая анализ особенностей тестирования отметим, что локализованность сегодняшнего тестирования, исключающая возможность сравнительного анализа знаний временная, и при незначительном финансировании, уже сегодня может быть решена в рамках действующей сети INTERNET.
В заключении остановимся на негативных моментах тестирования, имеющих место при подготовке технических кадров для различных отраслей промышленности.
Эксперт, профессор, доктор педагогических наук Иван Павлович Подласый, считает, что применение тех или иных тестов будет наиболее успешным и обеспечит надежные выводы лишь при условии правильного их сочетания со всеми другими группами тестов, например:
- тесты общих умственных способностей, умственного развития.
- тесты специальных способностей в различных областях деятельности.
- тесты обученности, успеваемости, академических достижений.
- тесты для определения отдельных качеств личности (памяти, мышления и др.).
Поэтому тестовые испытания должны иметь комплексный характер. Делать общие выводы, например, об уровне развития обучаемых на основе применения лишь тестов обученности было бы непростительной ошибкой.
И. П. Подласый также отмечает, что чем выше тематическое, содержательное разнообразие тестовых заданий, тем ниже надежность теста. Это следует понимать так: тест, нацеленный на проверку усвоения конкретной темы, всегда будет более надежным, чем тест, направленный на проверку всего раздела или курса, охватывающий значительное количество материала – закономерностей, концепций, фактов. Происходит это именно потому, что содержательное разнообразие последнего выше. Поэтому составление тематического тестового задания, при тематическом контроле, требует кропотливого и тщательного труда.
Сегодня тесты обученности рекомендуется применять на всех этапах обучения. Считается, что с их помощью обеспечивается предварительный, текущий, тематический итоговый контроль знаний и умений.
Природой нам дано пять видов чувств для познания мира, общения и оценки знаний в том числе, тестирование же предполагает их исключение из круга общения преподаватель - студент. Процесс обучения сегодня устроен таким образом, что лекционный материал, учебники, обучающие фильмы и т.д. преподносятся для всех одинаково, но не понимают обучающиеся, каждый по-своему. Это только подчеркивает необходимость диалога преподаватель - студент.
У сатириков есть выражение – если глупец, сразу не видно, но слышно сразу, тестирование предполагает лишить «учителя» возможности «слышать» «ученика», а значит и направлять, корректировать процесс познания с учетом индивидуальных способностей обучающегося.
На наш взгляд, только в контакте, в процессе диалога, ученик-учитель, возможна полноценная, всесторонняя оценка процесса освоения предмета. Преподаватель должен иметь возможность оценить обучающегося комплексно, так как именно он должен подсказать, сориентировать его и по выбору специализации, и по выбору предпочтительного направления профессиональной деятельности в дальнейшем, и по правильному пониманию изучаемого предмета.
Исследователи отмечают, что не все необходимые характеристики усвоения учебного материала, можно получить средствами тестирования. Такие, например, показатели, как умение конкретизировать свой ответ примерами, знание фактов, умение связано, логически и доказательно выражать свои мысли, некоторые другие характеристики знаний, умений, навыков, диагностировать тестированием невозможно. Это значит, что тестирование должно обязательно сочетаться с другими традиционными формами и методами проверки.
В заключении отметим, что тестирование как промежуточный, предварительный, как экспресс-метод контроля знаний, несомненно, заслуживает всяческого внимания, поощрения и применения. Но общая формула контроля, на наш взгляд, должна быть следующей - сдал тестирование по дисциплине, теперь можешь готовиться к разговору с профессором. Ведь речь идет не просто о проверке усвоения отдельных элементов, а о понимании системы, объединяющей эти элементы.
Литература:
1 Авакян Э. Р. Балльные оценивания в учебном процессе. Методическая разработка для преподавателей и слушателей ФПК при КубГТУ. Краснодар: Кубан. гос. технол. ун-т, 1996.
2 Амерханов Р. А., Анищенко В. В., Окулич-Казарин В. П. Использование ЭВМ в процессе обучения и контроля знаний // Деловые игры и методы активного обучения. Сб. научн. тр., ч. 2. Челябинск, ЧГТУ, 1992. — С. 44–45.
© 2015, Киселёва Светлана Владимировна 2894