СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
АНАЛИЗ
Роль в восприятии речи левого и правого полушария и их взаимосвязь
(по книге «Восприятие речи: Вопросы функциональной асимметрии моза)
АНАЛИЗ КНИГИ:
«ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ: ВОПРОСЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА»
Монография посвящена одной из актуальных задач психофизиологии – проблеме обработки мозгом речевой информации.
В ней рассматриваются нейро - структурные основы восприятия речи мозгом, проблемы функциональной асимметрии мозга, выявляемой методом дихотического тестирования, особенности восприятия разных видов речевой информации, вопросы помехоустойчивости восприятия речевых сигналов в связи с проблемой функциональной асимметрии мозга.
Больше 100 лет прошло с тех пор, как французский невропатолог Брока установил ведущую роль левого полушария мозга в регулировании моторики речевого процесса, а исследованиями Вернике была доказана локализация в височной доле левого полушария сенсорно – речевого центра.
За прошедший период существенно углубились и расширились представления о роли правого и левого мозга человека в восприятии речи: концепция абсолютной доминантности левого полушария к восприятию речи вытесняется моделями, свидельствующими о разной функциональной роли двух полушарий в обработке речевой информации, точнее –о разных принципах выделения речевой информации из одного и того речевого сигнала правым и левым полушариями (Балонов и др., 1985; Галунов и др., 1985).
СТРУКТУРНО – ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Корковое распределение представительства такой высокоспециализированной функции человеческого мозга, как речь, глубоко ассиметрично. Лингвистические способности определяются преимущественно левым полушарием.
Сенсорные и моторные области коры левого полушария принимают участие в обеспечении восприятия и продуцирования речи. Что касается правого полушария, то с левым оно симметрично лишь зонами иннервации мускулатуры речеобразующих органов, что говорит о реципрокном взаимодействии полушарий и о тормозящем влиянии правого полушария на осуществление речевых функций левого.
Однако данные о локализации речевых функций в корковых областях не могут быть достаточным основанием для утверждения исключительно корковой локализации функций речи.
В функционировании речевой системы проявляется достаточно отчетливо принцип жестких и гибких звеньев обеспечения деятельности мозга.
Так корковые отделы левого полушария, питаемые средней мозговой артерией, играют особую специфическую роль в организации восприятия, запоминания и воспроизведения речевого материала. Именно эти зоны можно рассматривать в качестве жесткого звена, необходимого для полноценного осуществления речевой функции как единого процесса. Зоны коры мозга, расположенные впереди от среднемозговой артерии, особенно важны для осуществления экспрессивной речи, зоны, расположенные сзади, - для восприятия смысла речи.
Благодаря наличию внутрикоровых связей эти зоны объединены в единое целое, с помощью коротких и длинных пучков нервных волокон.
Для понимания смысла сообщения и выработки программы речевого ответа необходима обработка информации, которая осуществляется в зоне Вернике, расположенной в височной области, в непосредственной близости к первичной слуховой коре. Именно здесь обеспечивается обработка понимания поступившего сигнала – слова. Для произнесения слова необходимо, чтобы некое его представление поступило в зону Брока, расположенную в третьей лобной извилине.
Связи зоны Вернике и зоны Брока обеспечиваются группой волокон, называемой дугообразным пучком. В зоне Брока сведения, поступившие из зоны Вернике, приводят к возникновению детальной программы артикуляции, которая реализуется благодаря активации лицевой области моторной коры, управляющей речевой мускулатурой.
Таким образом, не смотря на то, что каждое из полушарий мозга достаточно самостоятельно и выполняет свои определенные функции, это не исключает их совместной, слаженной работы, которая обеспечивает восприятие, переработку и воспроизведение речи, необходимой человеку для полноценной жизни в обществе.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛУШАРИЙ МОЗГА В ПРОЦНССЕ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧЕВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ВОЗМОЖНОСТИ ПРАВОГО И ЛЕВОГО ПОЛУШАРИЙ В ОБРАБОТКЕ РЕЧЕВОЙИНФОРМАЦИИ
Начиная с работ Дакса и Брока, обнаруживших нарушения речи при повреждении левого полушария, накопилось много фактов, свидетельствующих о его доминировании в процессах речевосприятия и речеобразования. На современном этапе под доминированием подразумевается не абсолютная специализация левого полушария в обработке речевой информации, а его определенная ведущая роль в сложном иерархическом процессе речевосприятия.
Исследования межполушарной асимметрии в настоящий момент связано с попыткой установить, на каком уровне и каким образом реализуется взаимодействие полушарий и в чем конкретно состоит их специализация. При этом исходят из современных представлений о структуре процесса речевосприятия, согласно которым конечной его целью является понимание смысла. Предполагается, что этому последнему смысловому этапу обработки предшествует ряд логически последовательных этапов первично слуховой, представляющий комбинацию спектрального и временного анализа; фонемный или близкий к фонемному, в процессе которого формируется процедура фонемной классификации; морфологический (анализ структуры слова); синтаксический (анализ структуры предложения).
Длительное время считалось, что правое полушарие участвует в процессе речевоспрития только у левшей и лиц, перенесших повреждение или удаление левого полушария в раннем детстве, но постепенно стали накапливаться факты, свидетельствующие об особой роли правого полушария в восприятии речи.
Было установлено, что правое полушарие доминирует в оценке эмоционального состояния говорящего.
Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что при восприятии сигналов правое и левое полушарие используют разные принципы обработки, в основе которых лежат разные признаки сигналов, что в совокупности дает человеку полное представление о многообразии существующих вокруг него сигналов, а самое главное, предоставляет возможность свободно и без затруднений ориентироваться в этих сигналах.
ЛИТЕРАТУРА
Восприятие речи: Вопросы функциональной асимметрии мозга. В. П. Морозов, И. А. Вартанян, В. И. Галунов и др. – Л.: Наука, 1998. – 135 с.; ISBN 5 – 02 – 025639 - 0
© 2015, Якимова (Качкаева) Марина Сергеевна 4204