СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Роль военно-патриотического воспитания в формировании ценностных
ориентиров человека и гражданина.
Проблема патриотического воспитания молодежи актуальна как никогда. За последние десятилетия в нашем обществе произошло значительное ослабление традиционного российского патриотического сознания, распространение равнодушия, цинизма, культа силы и денег. Основная ценностная ориентация молодежи все-таки на саморазвитие, на самореализацию, т.е. на то, чтобы занять достойное место в обществе не за счет обогащения, а за счет личностного саморазвития, за счет становления высокого социально-профессионального статуса. И служба в армии воспринимается как неприятное неизбежное. Реальное положение дел в армии в конце 20 и начале 21 веков, особенно при Сердюкове, понизило престиж военной службы. В сознании людей под воздействием средств массовой информации был сформирован комплекс ущербности и неполноценности нации. У большинства призывников отсутствовала позитивная мотивация к добросовестной военной службе. Причастность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооруженным силам утрачивают привлекательность для значительной части призывной молодежи.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня в числе приоритетных. Но без формирования нравственных ценностей патриотическое воспитание невозможно. Поэтому очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Это комплексная работа. Целенаправленное и эффективное воздействие на сознание подрастающего поколения должно проходить как в сфере общего образовании, так и в семье. Но главное должно закрепляться государством в повседневной жизни. Сами условия жизни должны подвигать молодежь гордиться успехами и могуществом России.
В начале 2000-х годов пришлось стать организатором профильных классов спасателей. Основная цель обучения – интеллектуальное, физическое и нравственное развитие учащихся, формирование качеств, необходимых для достойного служения Отечеству на гражданском и военном поприще. Важным компонентом военно-патриотического воспитания является внеурочная деятельность. Три дня в неделю работает военно-патриотический клуб «Юный спасатель». Деятельность клуба - это систематическая военно-патриотическая и спортивная работа, представляющая собой комплекс занятий по аварийно-спасательному делу, ОБЖ и ОВС, соревнований, туристических походов.
Большое воспитательное воздействие оказывали занятия, проводимые выпускниками школы и ставшие курсантами учебных заведений МО, МВД и МЧС. Общение с ровесниками в военной форме, их рассказы о ратной службе, о том, как готовить себя к ней во много раз эффективнее учебника на столе. Приходиться только сожалеть, что военных учебных заведений на Тамбовской земле больше нет.
Воспитать мужчину без армейской службы можно. Но для этого нужно пройти через определенный объем трудностей и сложных упражнений. Очень большую роль в привитии любви к Родине, родному краю играют туристические походы. Они формируют у членов клуба чувство коллективизма, сплоченности, преодолении трудностей, а главное - учат любить Родину. А что может быть выше для гражданина-патриота. В походах действует девиз русских ратников – сам погибай, а товарища выручай. За годы существования классов юных спасателей ребята побывали в различных туристических походах. На лыжах ходили по Хибинам (Кольский полуостров) и Северному Кавказу (Красная Поляна, Архыз). На катамаранах сплавлялись по рекам Северного Кавказа – Мзымте и Зеленчуку. В летние каникулы проводились недельные походы на байдарках по реке Вороне, Цне. Одному преподавателю это организовать было не под силу. Финансовые расходы брали на себя родители ребят, а поддержку и обеспечение снаряжением оказывали опытные работники областной станции юных туристов, которой после проведенной оптимизации в образовании больше нет. Приходится сожалеть, что в нашем регионе туристская деятельность из школ практически ушла и не развивается. Выросло поколение молодых людей, которые не бывали в туристическом походе, не общались с природой.
Рассматриваемая проблема переросла улично-кухонный уровень. Слова ура-патриотизма, которые, увы, не сочетаются с повседневной жизнью остаются пустой абстракцией. Готово ли молодое поколение в случае необходимости, защитить свою Родину? Пойдут ли они добровольцами, если завтра война? Сменили бы они место жительства и жили в другой стране, если бы представилась такая возможность? Попробуйте поставить такой вопрос перед своими учениками выпускных классов.
Несколько лет идет разговор о создании городского центра допризывной подготовки. В большинстве школ города, если имеются, то только единичные экземпляры макета автомата для практических занятий, а о занятиях по пулевой стрельбе и не говорим. А ведь школы ежегодно оснащают оборудованными кабинетами химии, физики, информатики. Почему в кабинеты ОБЖ не закупают соответствующие современным условиям обучения аппаратно-программне комплексы, учебные манекены-тренажеры, электронные тиры? Вектор государственной политики должен быть реально направлен на молодежь. Внимание к формированию ценностей и ценностных ориентаций должно стать первоосновой общества. Они определяют сферу человеческой жизнедеятельности, интересы, потребности, социальные отношения, критерии оценки значимости, выраженные в нравственных идеалах, установках, что придает для каждого особый жизненный смысл. Ценности являются не только ориентиром жизни человека, определяющим его цель и стремления, но и выступают в качестве механизма социального контроля для поддержания порядка, демонстрации здорового образа жизни.
© 2017, Мордань Александр Дмитриевич 699