СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Правило № 6 Кинестетика очень важна
Признаком того, что ребенок принял задачу и внутри детской головы происходит мыслительный процесс, является особое состояние, которое психологи называют «внутренне ориентированный транс». Это позитивная эмоция, состояние интереса, ребенку приятно думать, размышлять, делать свое открытие. Но как понять, что это произошло? Перед тем как принять задачу, он проходит через состояние внешне ориентированного транса: просит дополнительной информации, показать еще картинку, назвать другие примеры, задает вопросы на понимание «Что это…», «Почему…», «А как узнать?». На них учителю не всегда следует отвечать. Иногда полезнее переадресовать вопрос (в зависимости от ситуации – одноклассникам, словарям, справочникам) или просто сделать паузу. Шквал подобных вопросов от ребенка – верный признак того, что теперь его нужно оставить в покое и дать время подумать. Ребенок замирает в статичной позе, взгляд рассеян, устремлен в себя, или в окно, или на другой предмет.
Типичная ошибка 1. Когда учитель задает вопрос и в классе наступает тишина, многие учителя этого боятся. Непонятно, чем ребенок занят, принял он задачу или нет.
Рекомендация 1. Разберитесь со своими страхами. Что это: страх потери времени, недоверие детям, недоверие себе? Это отдельная и очень большая тема, которую мы немного затронули, обсуждая правило психологического комфорта. Рекомендация 2. Обращайте внимание на мелкие особенности детского поведения, и тогда вы с большей вероятностью сможете распознать, когда ребенок решает поставленную перед ним задачу, а когда нет. Знание кинестетических признаков мыслительного процесса у ребенка даст вам возможность понять, что вы на верном пути, снимет вашу тревожность, придаст уверенности в том, что вы все делаете правильно.
Типичная ошибка 2. Учитель добивается внутренне ориентированного транса у 100% детей. Этого делать не нужно: все дети разные.
Рекомендация 1. Учитывайте индивидуальные отличия ребенка – это только поможет делу. Некоторые дети могут вертеть что-то в руке или монотонно постукивать чем-то, даже не отдавая себе в этом отчет. Если это не очень громко, не спешите прерывать его, так ребенок неосознанно помогает себе сам («доминанта» А.А.Ухтомского о дополнительном очаге возбуждения мозга). Как правило, это не мешает классу. Если кто-то в это время разговаривает между собой, хихикает, это не значит, что ребенок категорически не принимает задачу. Не спешите грозить ему санкциями. Просто подойдите к такому ребенку и спросите: «То, что ты сейчас делаешь, помогает нам найти решение или нет?», «Тебе понятно, что нужно сейчас делать?», «На какой вопрос мы ищем ответ?» Как правило, дети либо уточняют, что им было неясно, либо начинают думать. Может возникнуть и диаметрально противоположная ситуация. Когда учитель задает вопрос, какой-то ребенок уже вскакивает со своего места и не может себя сдерживать. Подойдите к нему, возьмите за руку и скажите: «Подожди немного. Мы и твою версию обязательно услышим».
Типичная ошибка 3. Когда ребенок задает вопрос на понимание однокласснику, учитель продолжает стоять между ними.
Рекомендация 1. Иногда лучше отойти в сторону и освободить пространство для развития детской дискуссии. Рекомендация 2. Чтобы научить детей слышать друг друга, необходимо ориентировать их друг на друга. Учить дискуссии первоклассников необходимо с азов – смотри на того человека, к которому обращаешься, спрашивай, согласен он или нет, глядя на собеседника, и т.д. На первых порах, когда один ребенок уже высказался и начинает говорить второй, нужно подойти к нему и аккуратно развернуть в сторону первого.
© 2017, Яруллина Айгуль Рашитовна 123