СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Правило № 10 Правило выращивания детского соавторства
Для обозначения степени учебной самостоятельности детей учитель пользуется термином «соавторство». Динамика развития детского соавторства является одним из ярких, внешне наблюдаемых показателей становления субъекта учебной деятельности. Речь идет не только о возрастании доли детского соучастия от класса к классу, но и о ее качественном изменении как по отношению к содержанию учебной деятельности, так и к формам ее организации. В своей работе учитель целенаправленно реализует идею детского соавторства. Он уверен – нет другого пути учить, как вести с детьми диалог на равных, сотрудничать, учиться вместе, быть соавторами.
Типичная ошибка. Зачастую учитель достаточно грамотен, хорошо владеет методическими приемами, но при этом навязывает свое авторитетное мнение и не воспринимает детей как своих соавторов.
Рекомендация 1. Воспринимайте детей как соавторов урока: планируйте ситуации, в которых они могут самостоятельно сформулировать задание, придумать аналогичное, проверить его у себя и у другого, оценить по понятным им критериям. Рекомендация 2. Чаще передавайте инициативу детям. Рекомендация 3. Ориентируйтесь на признаки позитивной динамики детского соавторства (они описаны в книге – Урок в развивающем обучении: Книга для учителя / А.К.Дусавицкий, Е.М.Кондратюк, И.Н.Толмачева, З.И.Шилкунова). Вот некоторые из них. Соавторство первоклассников и второклассников минимально, поскольку на этом этапе идет освоение форм сотрудничества, предложенных взрослым. Однако уже у них соавторство проявляется в умных вопросах, ценность которых педагог показывает детям с первых дней обучения и фиксирует в «Тетради открытий». К третьему классу соавторство детей проявляется в способности определять круг частных задач, вытекающих из учебной. Ситуация существенно изменяется в четвертом классе, когда учащиеся способны в коллективно-распределенной работе планировать уроки и подбирать задания к каждой части плана. В основном это касается уроков решения учебных задач и уроков постановки и решения частных задач. Качественно новые проявления учебной самостоятельности пятиклассников – коллективное планирование детьми дальнейшей работы по предмету, создание справочников и работа с ними.
© 2017, Яруллина Айгуль Рашитовна 103