СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоанализ Применение технологии развивающего обучения на уроках «Технологии розничной торговли».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение технологии развивающего обучения на уроках «Технологии розничной торговли».

Одна из важнейших задач развивающего обучения - активизация позна­вательной деятельности учащихся в процессе обучения и развития у них уме­ний самостоятельной работы. У учащихся необходимо сформировать уме­ния самостоятельно и критически мыслить, выработать навыки самообразо­вания, пробудить в них желание проявлять творческую инициативу.

Знания, приобретенные на уроке, становятся достоянием учащихся толь­ко при условии, если они закрепляются в процессе самостоятельной работы. Вот почему в развивающем обучении она должна занимать главное место и носить разносторонний характер.

Развитие познавательной деятельности учащихся основывается на логи­ческих и методических приемах.

Развитие логического мышления.

Рассмотрим значение некоторых логических приемов в развивающем обу­чении.

Постановка проблемы. Эффективность мыслительного процесса учащих­ся находится в прямой зависимости от того, как сформулирован основной вопрос или проблема. Если не четко поставлена проблема, отсутствует глав­ный вопрос, развитие мышления учащихся значительно затруднено. Их зна­ния остаются на уровне формального усвоения учебного материала без уме­ний группировать факты, определять и вычленять в них главное, существенное.

Различные формы развивающего обучения, в том числе лабораторные, практические занятия, экскурсии, способствуют успешному решению учащимися выдвинутой перед ними проблемы.

Сравнение. Этот логический прием широко используется в преподавании «Технология розничной торговли». Изучение технологии закономерностей невозможно без срав­нения объектов, явлений, процессов.

Учащиеся нередко пытаются сравнивать явления несравнимые. В связи с этим учащимся необходимо объяснить, что основа для сравнения - одно­мерность явлений. Так, орган сравнивается с органом по строению или фун­кциям, вид - с видом, тип - с типом.

Обобщение - одни из логических приемов, который имеет определяющее значение среди других, способствующих решению проблемы развивающего обучения. Для успешного овладения приемом нужно расширить систему твор­ческих заданий, требующих не только конкретных знаний, но и умений опе­рировать ими для доказательств и обоснований.

Так обобщение чаще всего заключается в том, чтобы свес­ти отдельные факты в систему, позволяющую видеть в разрозненном - целое.

Выявление признаков. Данный прием также основан на анализе и синте­зе в мыслительной деятельности. Учащийся по ряду известных ему призна­ков может определить их в другом объекте и сделать соответствующий вы­вод. Этот прием требует активной мыслительной работы, обобщения на ос­нове синтеза и известных фактов, их сопоставления.

Использование логических приемов необходимо при всех формах и мето­дах развивающего обучения.

Активизация познавательной деятельности учащихся

Важное внимание в процессе развивающего обучения должно быть уде­лено выработке у учащихся умения самостоятельно приобретать знания в процессе работы с учебником, литературными источниками, рисунками, схе­мами, текстовыми таблицами и т.д. приобретение этого умения связано с раз­витием навыков логического мышления учащихся: анализа, синтеза, вычле­нения главного, обобщения. Вот почему очень важно преподавателю уметь рационально организовать учебную деятельность учащихся, сделать ее целенаправленной и продуктивной.

Известно, что учебник - основной, хотя и не единственный, источник си­стематических знаний школьников. От умения работать с учебником в боль­шой степени зависит прочность и осмысленность усвоения знаний. В свою очередь, умение работать с учебником связано с овладением учащимися логи­ческих операций, что достигается определенными методическими приемами и средствами.

Вопросы для самоконтроля. Для формирования умения работать с кни­гой важное значение имеют вопросы для самоконтроля. Такие вопросы должны помочь учащимся разоб­раться в обилии фактического материала и научить их вычленять главное в тексте.

Лабораторные работы. Развивающее обучение обязательно должно включать целенаправленные, методически продуманные даже непродолжи­тельные по времени лабораторные работы. Они позволяют учащимся осуще­ствить необходимые наблюдения исследовательского характера за различны­ми процессами, провести анализ, сравнить, сделать вывод иди обобщение.

Важное значение, для развития учащихся при выполнении лабораторных работ имеет вводная беседа преподавателя, в которой он определяет проблему и ставит цель. Преподаватель разъясняет ход лабораторной работы, раздает инструк­тивные карточки или задания, указывает па форму записи результатов наблю­дений (текстовая запись, схема, таблица, график и др.) ставит проблемные вопросы для выводов и обобщений. В конце работы (после ее проверки) про­водятся обобщения и выводы.

Широкое использование лабораторных работ в учебном процессе повы­шает качество развивающего обучения, усиливает практическую направлен­ность преподавания, способствует развитию познавательной активности уча­щихся.

Дидактические наглядные пособия. Позволяю­т развивать у учащихся умения проводить анализ, сопоставление, срав­нение объектов и явлений. Это могут быть сравнительные и обобщающие текстовые таблицы, схемы, процессы, инструктивные таблицы для выполнения лабораторной работы или задания на экскурсии.

Динамические наглядные пособия могут использоваться как раздаточ­ный материал дня самостоятельной практической работы учащихся, так и для построения демонстрационных схем и таблиц при закреплении и обобщении знаний. Они постоянно создаются в присутствии учащихся.

Повышению мыслительной активности учащихся способствует исполь­зование сравнительных схем. Их построение даст возможность уточнить черты сходства и различия, что содействует развитию мыслительной деятель­ности учащихся - анализу и синтезу.

Не менее важное развитие учащихся имеет использование текстовых таблиц, позволяющих проанализировать изучаемые объекты или явления, опре­делить характерные черты.

Работу с текстовыми таблицами па уроке можно рационально сочетать с элементами беседы и сообщениями учащихся по наиболее важным вопро­сам, близким по содержанию к тексту таблиц. Использование на уроках тек­стовых таблиц, содержащих проблемные вопросы, способствует развитию умений применять знания, делать умозаключения.

Карточки-задания. Они могут включать вопросы, требующие знания фактического материала, задания, предполагающие применение ранее полу­ченных знаний для решения конкретной задачи. Степень сложности таких заданий различна и возрастает постепенно. Важна роль карточек-заданий и для контроля знаний. В развивающем обучении проверка знаний должна касаться не столько фактического материала, сколько понимания сущности процессов и явлений природы, возможности их познания.

Таким образом, рациональное сочетание логических приемов и средств обучения приведет к осознанному глубокому усвоению знаний и развитию мышления учащихся.

Категория: Прочее
16.11.2015 20:15


Рекомендуем курсы ПК и ПП