СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Применение технологии развивающего обучения на уроках «Технологии розничной торговли».
Одна из важнейших задач развивающего обучения - активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения и развития у них умений самостоятельной работы. У учащихся необходимо сформировать умения самостоятельно и критически мыслить, выработать навыки самообразования, пробудить в них желание проявлять творческую инициативу.
Знания, приобретенные на уроке, становятся достоянием учащихся только при условии, если они закрепляются в процессе самостоятельной работы. Вот почему в развивающем обучении она должна занимать главное место и носить разносторонний характер.
Развитие познавательной деятельности учащихся основывается на логических и методических приемах.
Развитие логического мышления.
Рассмотрим значение некоторых логических приемов в развивающем обучении.
Постановка проблемы. Эффективность мыслительного процесса учащихся находится в прямой зависимости от того, как сформулирован основной вопрос или проблема. Если не четко поставлена проблема, отсутствует главный вопрос, развитие мышления учащихся значительно затруднено. Их знания остаются на уровне формального усвоения учебного материала без умений группировать факты, определять и вычленять в них главное, существенное.
Различные формы развивающего обучения, в том числе лабораторные, практические занятия, экскурсии, способствуют успешному решению учащимися выдвинутой перед ними проблемы.
Сравнение. Этот логический прием широко используется в преподавании «Технология розничной торговли». Изучение технологии закономерностей невозможно без сравнения объектов, явлений, процессов.
Учащиеся нередко пытаются сравнивать явления несравнимые. В связи с этим учащимся необходимо объяснить, что основа для сравнения - одномерность явлений. Так, орган сравнивается с органом по строению или функциям, вид - с видом, тип - с типом.
Обобщение - одни из логических приемов, который имеет определяющее значение среди других, способствующих решению проблемы развивающего обучения. Для успешного овладения приемом нужно расширить систему творческих заданий, требующих не только конкретных знаний, но и умений оперировать ими для доказательств и обоснований.
Так обобщение чаще всего заключается в том, чтобы свести отдельные факты в систему, позволяющую видеть в разрозненном - целое.
Выявление признаков. Данный прием также основан на анализе и синтезе в мыслительной деятельности. Учащийся по ряду известных ему признаков может определить их в другом объекте и сделать соответствующий вывод. Этот прием требует активной мыслительной работы, обобщения на основе синтеза и известных фактов, их сопоставления.
Использование логических приемов необходимо при всех формах и методах развивающего обучения.
Активизация познавательной деятельности учащихся
Важное внимание в процессе развивающего обучения должно быть уделено выработке у учащихся умения самостоятельно приобретать знания в процессе работы с учебником, литературными источниками, рисунками, схемами, текстовыми таблицами и т.д. приобретение этого умения связано с развитием навыков логического мышления учащихся: анализа, синтеза, вычленения главного, обобщения. Вот почему очень важно преподавателю уметь рационально организовать учебную деятельность учащихся, сделать ее целенаправленной и продуктивной.
Известно, что учебник - основной, хотя и не единственный, источник систематических знаний школьников. От умения работать с учебником в большой степени зависит прочность и осмысленность усвоения знаний. В свою очередь, умение работать с учебником связано с овладением учащимися логических операций, что достигается определенными методическими приемами и средствами.
Вопросы для самоконтроля. Для формирования умения работать с книгой важное значение имеют вопросы для самоконтроля. Такие вопросы должны помочь учащимся разобраться в обилии фактического материала и научить их вычленять главное в тексте.
Лабораторные работы. Развивающее обучение обязательно должно включать целенаправленные, методически продуманные даже непродолжительные по времени лабораторные работы. Они позволяют учащимся осуществить необходимые наблюдения исследовательского характера за различными процессами, провести анализ, сравнить, сделать вывод иди обобщение.
Важное значение, для развития учащихся при выполнении лабораторных работ имеет вводная беседа преподавателя, в которой он определяет проблему и ставит цель. Преподаватель разъясняет ход лабораторной работы, раздает инструктивные карточки или задания, указывает па форму записи результатов наблюдений (текстовая запись, схема, таблица, график и др.) ставит проблемные вопросы для выводов и обобщений. В конце работы (после ее проверки) проводятся обобщения и выводы.
Широкое использование лабораторных работ в учебном процессе повышает качество развивающего обучения, усиливает практическую направленность преподавания, способствует развитию познавательной активности учащихся.
Дидактические наглядные пособия. Позволяют развивать у учащихся умения проводить анализ, сопоставление, сравнение объектов и явлений. Это могут быть сравнительные и обобщающие текстовые таблицы, схемы, процессы, инструктивные таблицы для выполнения лабораторной работы или задания на экскурсии.
Динамические наглядные пособия могут использоваться как раздаточный материал дня самостоятельной практической работы учащихся, так и для построения демонстрационных схем и таблиц при закреплении и обобщении знаний. Они постоянно создаются в присутствии учащихся.
Повышению мыслительной активности учащихся способствует использование сравнительных схем. Их построение даст возможность уточнить черты сходства и различия, что содействует развитию мыслительной деятельности учащихся - анализу и синтезу.
Не менее важное развитие учащихся имеет использование текстовых таблиц, позволяющих проанализировать изучаемые объекты или явления, определить характерные черты.
Работу с текстовыми таблицами па уроке можно рационально сочетать с элементами беседы и сообщениями учащихся по наиболее важным вопросам, близким по содержанию к тексту таблиц. Использование на уроках текстовых таблиц, содержащих проблемные вопросы, способствует развитию умений применять знания, делать умозаключения.
Карточки-задания. Они могут включать вопросы, требующие знания фактического материала, задания, предполагающие применение ранее полученных знаний для решения конкретной задачи. Степень сложности таких заданий различна и возрастает постепенно. Важна роль карточек-заданий и для контроля знаний. В развивающем обучении проверка знаний должна касаться не столько фактического материала, сколько понимания сущности процессов и явлений природы, возможности их познания.
Таким образом, рациональное сочетание логических приемов и средств обучения приведет к осознанному глубокому усвоению знаний и развитию мышления учащихся.
© 2015, Терёхина Ольга Петровна 676