СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоанализ работы логопеда.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самоанализ работы

логопеда Гордеевой Е.И. за 2021-2022 учебный год

В 2021-2022 учебном году работала логопедом в ресурсном классе с детьми с РАС.

Коррекционно-развивающее обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеющих нарушение речи, коммуникативной сферы и интеллектуальные нарушения развития, проводилось на основе разработанных Программ в соответствии с ФГОС.

Целями работы являлось:

  • Адаптация учащихся к условиям обучения в школе- интернате.
  • Обеспечение коррекции недостатков в речевом и познавательном развитии, с учетом целевых ориентиров ФГОС.
  • Предупреждение возможных трудностей, обусловленных индивидуальными особенностями развития обучающихся.

В ходе коррекционно-развивающего обучения решались следующие задачи:

  • Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи ребёнку с ограниченными возможностями здоровья (РАС) с учетом особенностей его психофизического развития и индивидуальных возможностей в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.
  • Обеспечение возможности освоения ребёнком с ОВЗ (РАС) программного материала на доступном ему уровне, дальнейшая интеграция и социализация в образовательном учреждении, обществе.
  • Максимальное формирование полноценной звуковой стороны речи.
  • Развитие фонематического восприятия, слуха и навыков звукового анализа.
  • Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи.
  • Развитие связной речи.
  • Развитие внимания, памяти, мышления.

Для достижения целей и решения поставленных задач коррекционно-развивающая работа проводилась по следующим направлениям:

  • диагностическое;
  • пропедевтическое
  • коррекционно-образовательное;
  • консультативно-просветительское;
  • организационно-методическое.

Диагностическое направление работы

При проведении комплексного обследования обучающихся использовала следующие диагностические методики и методические рекомендации:

Безрукова О.А., Каленкова О.Н. -М: Каисса, 2008 г. «Методика определения уровня речевого развития».

При первичном диагностическом обследовании детей (сентябрь 2021г.) отмечался низкий уровень речевых навыков и системное недоразвитие обучающихся. Словарный запас отставал от возрастной нормы как количественно, так и качественно. Дети недостаточно владели навыками построения простых нераспространённых предложений, допускали ошибки согласования и управления. Были выявлены нарушения основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики и фонетики. Отмечались типичные отклонения в смысловой и произносительной стороне речи, характерным было использование в общении простых конструкций предложений, искаженных фраз, возникали трудности владения обиходным словарём. Лексический запас детей был незначительный, отставал от возрастной нормы. Это проявлялось в неточном употреблении слов, обозначающих различные части тела, названии животных и их детёнышей, профессий и др., или отсутствии слова в лексиконе ребёнка, например обобщающих слов. Отмечались ограниченные возможности использования детьми не только предметного словаря, но и словаря действий, признаков. Нередко обучающиеся заменяли слова другими, близкими по смыслу, не владели навыками словообразования; присутствовали отстранённые эхолалии.

Допускались ошибки в употреблении грамматических категорий:

- неправильное использование падежных форм;

- ошибки в употреблении существительных мужского и женского рода;

- отсутствие согласования прилагательных и числительных с существительными.

Дети испытывали трудности при использовании в речи предложных конструкций:

предлоги опускались, заменялись; существительные употреблялись в именительном

падеже.

Фонетическая сторона речи резко отставала от возрастной нормы: отмечались нарушения звукопроизношения, ошибки в воспроизведении слов разного слогового состава (сокращение, перестановка, добавление слогов); нарушения звуконаполняемости слов (перестановка, замена, выпадение звуков).

Недостаточно был сформирован фонематический слух, что затрудняло овладение звуко-буквенным анализом и синтезом.

Результаты диагностического обследования позволили сделать вывод о том,

что для преодоления речевой недостаточности у детей с РАС, требуется специально организованное коррекционное воздействие, включающее комплекс психологических, логопедических и педагогических мероприятий, направленных на формирование всех компонентов языковой коммуникативной и регулирующей функций речи.

Коррекционно-образовательная работа осуществлялась следующим образом:

Коррекционно - развивающее обучение строилось с учетом актуальных возможностей каждого ребенка, на основе охраны здоровья, создания благоприятной сенсорно-игровой среды, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и развитие личности детей с ОВЗ.

В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности у обучающихся с РАС, была определена содержательная направленность коррекционно-развивающей работы. Учитывался индивидуальный и дифференцированный подход к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья (РАС).

Коррекционно-развивающее воздействие реализовывалось в форме индивидуальных и подгрупповых занятий, и было направлено на устранение пробелов предшествующего этапа развития, а так же ориентировано на зону ближайшего развития ребенка в соответствии с Программой для детей с ОВЗ (РАС).

Усвоение программного материала обучающимися происходило в соответствии с индивидуальными возможностями и темпом их психо-физического развития, осуществлялся тщательный отбор содержания и методик, использовались адекватные методы и приемы обучения, разнообразные методические и дидактические технологии и пособия.

Основными направлениями коррекционного-развивающего обучения были:

- создание необходимой артикуляционной базы для постановки звуков (артикуляционная гимнастика, массаж и самомассаж, развитие речевого дыхания, коррекция звукопроизношения);

- развитие речеслухового внимания; - развитие фонематического слуха; - подготовка к анализу и анализ звукового состава слова; - развитие слоговой структуры слова; - расширение пассивного и активного предметного и глагольного словаря, а также словаря признаков, по всем лексическим темам, предусмотренным программой; - развитие грамматического строя речи; - развитие фразовой и связной речи; - развитие коммуникативных умений и навыков; - развитие общей и мелкой моторики; - развитие психических функций.

При планировании образовательного процесса я опиралась на следующее программно-методическое обеспечение:

  1. Программы:
  1. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб: Детство-пресс, 2003.
  2. От рождения до школы / Основная общеобразовательная программа дошкольного образования /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  3. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи/ Под ред. Л.В. Лопатиной. - Санкт- Петербург, 2014.
  4. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В., - М: Просвещение, 2009.
  5. Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада/ Н.В. Нищева, - М: Детство-Пресс, 2007.
  6. Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации/ Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010.
  7. С.Г. Шевченко, Р.Д. Тригер, Г.М. Капустина, И.Н. Волкова Подготовка к школе детей с задержкой психического развития, книга первая Москва, Школьная Пресса, 2007.

8. С.Г. Шевченко Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР.

  1. Технологии:
  1. Безрукова О.А., Приходько О.Г. и др. Методические рекомендации по ведению речевой карты ребенка дошкольного возраста, - Русская Речь, 2012.
  2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально - подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН I, II, III периоды. - М: Гном и Д, 2001.
  3. Коноваленко С.В., Коноваленко В.В., Кременецкая М.И. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. - М: Детство-Пресс, 2012.
  4. Ткаченко Т.А. Комплексная система коррекции общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.
  5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Часть 1. Первый год обучения (старшая группа): Пособие для студ. дефектол. ф-тов, практич. работников специальных учреждений, воспитателей детских садов и родителей. М., 1993.
  6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Часть 2. Второй год обучения (подготовительная группа): Пособие для студ. дефектол. ф-тов, практич. работников специальных учреждений, воспитателей детских садов и родителей. М., 1993.
  7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи,- М.,1993.
  8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвитие речи у дошкольников: Практическое пособие. М., 2003.

Проделанная коррекционно-развивающая логопедическая работа показала положительную динамику:

Обучающиеся успешно пополнили пассивный словарь, актуализируют его в своих высказываниях. Словарный запас расширился как количественно, так и качественно. Отмечаются улучшения в грамматическом и фонетическом оформлении предложений, дети используют не только часто встречающиеся в обиходе слова, но и более трудные, овладевают навыками построения простых предложений (2-3-4-5-6 слов). У школьников формируются навыки употребления в речи существительных и глаголов.

Эхолалии стали более логичными и последовательными, дети могут передать временные, целевые, причинно-следственные связи.

Учащиеся учатся наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности, что даёт им возможность уточнять и расширять запас конкретных представлений. У обучающихся формируются обобщающие понятия, практические навыки словообразования и словоизменения, умение употреблять простые предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур (в виде эхолалий).

Проведённая коррекционная работа способствует развитию фонематического слуха и восприятия, формированию правильного произношения звуков, закреплению навыков произнесения слов различной слоговой структуры, формированию звукобуквенного анализа и синтеза. Используя различные типы предложений, дети могут передавать впечатления об увиденных событиях окружающей действительности, пересказывать содержание картин и их серий, составлять рассказ-описание.

Полученные навыки и умения, послужат основой для дальнейшего развития, обучения и коррекции высших психических функций детей с РАС.

Основной целью дальнейшего коррекционно-развивающего обучения детей с РАС считаю:

  • закрепление приобретенных детьми знаний, умений и навыков;
  • восполнение имеющихся пробелов в развитии;
  • развитие всех компонентов речевой системы.

Проанализировав коррекционно-логопедическую работу за 2021-2022 учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод о том, что поставленные задачи - решены, намеченные цели - достигнуты.

13.05.2023 23:48


Рекомендуем курсы ПК и ПП