СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Самоанализ работы
логопеда Гордеевой Е.И. за 2021-2022 учебный год
В 2021-2022 учебном году работала логопедом в ресурсном классе с детьми с РАС.
Коррекционно-развивающее обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеющих нарушение речи, коммуникативной сферы и интеллектуальные нарушения развития, проводилось на основе разработанных Программ в соответствии с ФГОС.
Целями работы являлось:
В ходе коррекционно-развивающего обучения решались следующие задачи:
Для достижения целей и решения поставленных задач коррекционно-развивающая работа проводилась по следующим направлениям:
Диагностическое направление работы
При проведении комплексного обследования обучающихся использовала следующие диагностические методики и методические рекомендации:
Безрукова О.А., Каленкова О.Н. -М: Каисса, 2008 г. «Методика определения уровня речевого развития».
При первичном диагностическом обследовании детей (сентябрь 2021г.) отмечался низкий уровень речевых навыков и системное недоразвитие обучающихся. Словарный запас отставал от возрастной нормы как количественно, так и качественно. Дети недостаточно владели навыками построения простых нераспространённых предложений, допускали ошибки согласования и управления. Были выявлены нарушения основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики и фонетики. Отмечались типичные отклонения в смысловой и произносительной стороне речи, характерным было использование в общении простых конструкций предложений, искаженных фраз, возникали трудности владения обиходным словарём. Лексический запас детей был незначительный, отставал от возрастной нормы. Это проявлялось в неточном употреблении слов, обозначающих различные части тела, названии животных и их детёнышей, профессий и др., или отсутствии слова в лексиконе ребёнка, например обобщающих слов. Отмечались ограниченные возможности использования детьми не только предметного словаря, но и словаря действий, признаков. Нередко обучающиеся заменяли слова другими, близкими по смыслу, не владели навыками словообразования; присутствовали отстранённые эхолалии.
Допускались ошибки в употреблении грамматических категорий:
- неправильное использование падежных форм;
- ошибки в употреблении существительных мужского и женского рода;
- отсутствие согласования прилагательных и числительных с существительными.
Дети испытывали трудности при использовании в речи предложных конструкций:
предлоги опускались, заменялись; существительные употреблялись в именительном
падеже.
Фонетическая сторона речи резко отставала от возрастной нормы: отмечались нарушения звукопроизношения, ошибки в воспроизведении слов разного слогового состава (сокращение, перестановка, добавление слогов); нарушения звуконаполняемости слов (перестановка, замена, выпадение звуков).
Недостаточно был сформирован фонематический слух, что затрудняло овладение звуко-буквенным анализом и синтезом.
Результаты диагностического обследования позволили сделать вывод о том,
что для преодоления речевой недостаточности у детей с РАС, требуется специально организованное коррекционное воздействие, включающее комплекс психологических, логопедических и педагогических мероприятий, направленных на формирование всех компонентов языковой коммуникативной и регулирующей функций речи.
Коррекционно-образовательная работа осуществлялась следующим образом:
Коррекционно - развивающее обучение строилось с учетом актуальных возможностей каждого ребенка, на основе охраны здоровья, создания благоприятной сенсорно-игровой среды, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и развитие личности детей с ОВЗ.
В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности у обучающихся с РАС, была определена содержательная направленность коррекционно-развивающей работы. Учитывался индивидуальный и дифференцированный подход к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья (РАС).
Коррекционно-развивающее воздействие реализовывалось в форме индивидуальных и подгрупповых занятий, и было направлено на устранение пробелов предшествующего этапа развития, а так же ориентировано на зону ближайшего развития ребенка в соответствии с Программой для детей с ОВЗ (РАС).
Усвоение программного материала обучающимися происходило в соответствии с индивидуальными возможностями и темпом их психо-физического развития, осуществлялся тщательный отбор содержания и методик, использовались адекватные методы и приемы обучения, разнообразные методические и дидактические технологии и пособия.
Основными направлениями коррекционного-развивающего обучения были:
- создание необходимой артикуляционной базы для постановки звуков (артикуляционная гимнастика, массаж и самомассаж, развитие речевого дыхания, коррекция звукопроизношения);
- развитие речеслухового внимания; - развитие фонематического слуха; - подготовка к анализу и анализ звукового состава слова; - развитие слоговой структуры слова; - расширение пассивного и активного предметного и глагольного словаря, а также словаря признаков, по всем лексическим темам, предусмотренным программой; - развитие грамматического строя речи; - развитие фразовой и связной речи; - развитие коммуникативных умений и навыков; - развитие общей и мелкой моторики; - развитие психических функций.
При планировании образовательного процесса я опиралась на следующее программно-методическое обеспечение:
8. С.Г. Шевченко Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР.
Проделанная коррекционно-развивающая логопедическая работа показала положительную динамику:
Обучающиеся успешно пополнили пассивный словарь, актуализируют его в своих высказываниях. Словарный запас расширился как количественно, так и качественно. Отмечаются улучшения в грамматическом и фонетическом оформлении предложений, дети используют не только часто встречающиеся в обиходе слова, но и более трудные, овладевают навыками построения простых предложений (2-3-4-5-6 слов). У школьников формируются навыки употребления в речи существительных и глаголов.
Эхолалии стали более логичными и последовательными, дети могут передать временные, целевые, причинно-следственные связи.
Учащиеся учатся наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности, что даёт им возможность уточнять и расширять запас конкретных представлений. У обучающихся формируются обобщающие понятия, практические навыки словообразования и словоизменения, умение употреблять простые предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур (в виде эхолалий).
Проведённая коррекционная работа способствует развитию фонематического слуха и восприятия, формированию правильного произношения звуков, закреплению навыков произнесения слов различной слоговой структуры, формированию звукобуквенного анализа и синтеза. Используя различные типы предложений, дети могут передавать впечатления об увиденных событиях окружающей действительности, пересказывать содержание картин и их серий, составлять рассказ-описание.
Полученные навыки и умения, послужат основой для дальнейшего развития, обучения и коррекции высших психических функций детей с РАС.
Основной целью дальнейшего коррекционно-развивающего обучения детей с РАС считаю:
Проанализировав коррекционно-логопедическую работу за 2021-2022 учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод о том, что поставленные задачи - решены, намеченные цели - достигнуты.
-80%
© 2023, Гордеева Елена Ивановна 468