СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семейные факторы, влияющие на буллинг в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семейные факторы, влияющие на буллинг в школе

Согласно исследованиям, каждый третий школьник сталкивался с темой травли со стороны своих сверстников. Одни становятся жертвами, другие агрессорами, а кто-то просто наблюдает со стороны. Почему возникает травля? И как защитить ребенка в такой ситуации?

Буллинг — агрессивное преследование одного человека другим или другими людьми.

Буллинг может выражаться разными способами - непристойные шутки, оскорбления, распространение слухов и сплетен, бойкот, физическое насилие, запись уничижительного видео и распространение его в интернете. Сегодня особенно активно развивается электронный (виртуальный) буллинг.

Травля может проявляться между ребенком и

— ребенком / группой детей

— учителем / учителями

Буллинг — это травмирующая для психики ситуация, и систематическое пребывание в роли «затравленного» приводит к

1) снижению учебной мотивации, отказам от посещения школы;

2) появлению симптоматики тревожных и депрессивных расстройств;

3) повышению риска суицидального поведения как у непосредственных жертв школьного насилия, так и у детей, постоянно наблюдавших ситуацию травли;

4) антисоциальному поведению, административным правонарушениям, преступлениям.

Школьный буллинг часто влияет на возникновение психических проблем не только у жертв и наблюдателей, но и у самих агрессоров.

На буллинг влияют различные факторы:

— личность самого школьника

— ситуация внутри класса / школы

— семейные факторы — их мы и рассмотрим в рамках данной статьи.

Семейные факторы, увеличивающие риск стать участником травли:

1. Качество внутрисемейных отношений, а именно количество конфликтов внутри семьи. Если ребенок систематически вовлечен в «семейные разборки», у него увеличивается шанс попасть в ситуацию школьной травли;

2. Наличие издевающихся старших брата / сестры, от которых нет защиты со стороны родителей повышает вероятность того, что ребенок станет жертвой школьного насилия.

3. Отсутствие личных границ у членов семье, отсутствии в действиях родителей согласованности, единых ценностей и этических стандартов (один разрешает, другой запрещает);

4. Регулярное физическое насилие дома, когда ребенок сам подвергается ему либо становится свидетелем агрессивной модели поведения членов семьи друг к другу.

5. Суровые и непоследовательные наказания, жестокое обращение в семье. Авторитарный стиль воспитания часто способствует формированию агрессивного поведения у ребенка;

6. Вседозволенность, гиперопека — попустительский стиль воспитания не дает ребенку четких ориентиров о том, что можно и нельзя в отношениях с другими людьми. Ребенку сложно встроиться в детский коллектив с определенными правилами и нормами;

7. Невключенность родителя в жизнь ребенка приводит к эмоциональной закрытости ребенка.

Что делать?

Снизить риск попадания ребенка в ситуации травли поможет:

— внимательное отношение родителей к ребенку, их заинтересованность и открытость в отношениях,

— включенность родителей в жизнь ребенка, отслеживание событий, происходящих с ним,

— теплые, поддерживающие отношения ребенка с родителями

Что может сделать педагог?

Во-первых, признать проблемы. Это бывает сложно, потому что:

- На практике часто действуем в пользу обидчика. Например, некоторые педагоги с неуважением относятся к детям, которые не могут постоять за себя.

- Иногда педагоги считают, что лучше дать детям возможность разобраться со своими проблемами самим.

- Некоторые педагоги не хотят поднимать обсуждение этой темы, пока не сталкиваются с людьми, требующими активных действий (с родителями)Исследования показывают, что открытость ребенка является наиболее значимым фактором, предупреждающим школьное насилие. Если ребенок рассказывает о своей жизни родителям, делится переживаниями.

Согласно опросам школьников, они склонны рассказывать о травле в первую очередь родителям, а не учителям, так как надеются, что родители будут более эффективны в разрешении проблемной ситуации.

Отношения матери и ребенка

Если матери страдают депрессиями, мало вовлечены в жизнь детей, в этих отношениях нет тепла, то дети таких матерей могут быть вовлечены в школьный буллинг или в качестве жертвы, или в качестве преследователя.

Отношения отца и ребенка

Есть исследования, которые показали важную роль отца в формировании буллингового или антибуллингового поведения. Так дети, чьи отцы тратят на них достаточное количество времени, реже попадают в ситуацию травли.

Время, проведенное ребенком с отцом, оказывает более значимое влияние на позицию ребенка в школе, чем экономический статус семьи.

Если отец вечно занят, пусть и зарабатывает больше денег, но меньше времени проводит с ребенком, риск попадания ребенку в ситуацию буллинга возрастает.

Очень важно не молчать об этой проблеме никому — ни детям, ни родителям, ни учителям, ни психологам. Об этом надо говорить.

01.04.2022 17:34


Рекомендуем курсы ПК и ПП