СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Семейные факторы, влияющие на буллинг в школе
Согласно исследованиям, каждый третий школьник сталкивался с темой травли со стороны своих сверстников. Одни становятся жертвами, другие агрессорами, а кто-то просто наблюдает со стороны. Почему возникает травля? И как защитить ребенка в такой ситуации?
Буллинг — агрессивное преследование одного человека другим или другими людьми.
Буллинг может выражаться разными способами - непристойные шутки, оскорбления, распространение слухов и сплетен, бойкот, физическое насилие, запись уничижительного видео и распространение его в интернете. Сегодня особенно активно развивается электронный (виртуальный) буллинг.
Травля может проявляться между ребенком и
— ребенком / группой детей
— учителем / учителями
Буллинг — это травмирующая для психики ситуация, и систематическое пребывание в роли «затравленного» приводит к
1) снижению учебной мотивации, отказам от посещения школы;
2) появлению симптоматики тревожных и депрессивных расстройств;
3) повышению риска суицидального поведения как у непосредственных жертв школьного насилия, так и у детей, постоянно наблюдавших ситуацию травли;
4) антисоциальному поведению, административным правонарушениям, преступлениям.
Школьный буллинг часто влияет на возникновение психических проблем не только у жертв и наблюдателей, но и у самих агрессоров.
На буллинг влияют различные факторы:
— личность самого школьника
— ситуация внутри класса / школы
— семейные факторы — их мы и рассмотрим в рамках данной статьи.
Семейные факторы, увеличивающие риск стать участником травли:
1. Качество внутрисемейных отношений, а именно количество конфликтов внутри семьи. Если ребенок систематически вовлечен в «семейные разборки», у него увеличивается шанс попасть в ситуацию школьной травли;
2. Наличие издевающихся старших брата / сестры, от которых нет защиты со стороны родителей повышает вероятность того, что ребенок станет жертвой школьного насилия.
3. Отсутствие личных границ у членов семье, отсутствии в действиях родителей согласованности, единых ценностей и этических стандартов (один разрешает, другой запрещает);
4. Регулярное физическое насилие дома, когда ребенок сам подвергается ему либо становится свидетелем агрессивной модели поведения членов семьи друг к другу.
5. Суровые и непоследовательные наказания, жестокое обращение в семье. Авторитарный стиль воспитания часто способствует формированию агрессивного поведения у ребенка;
6. Вседозволенность, гиперопека — попустительский стиль воспитания не дает ребенку четких ориентиров о том, что можно и нельзя в отношениях с другими людьми. Ребенку сложно встроиться в детский коллектив с определенными правилами и нормами;
7. Невключенность родителя в жизнь ребенка приводит к эмоциональной закрытости ребенка.
Что делать?
Снизить риск попадания ребенка в ситуации травли поможет:
— внимательное отношение родителей к ребенку, их заинтересованность и открытость в отношениях,
— включенность родителей в жизнь ребенка, отслеживание событий, происходящих с ним,
— теплые, поддерживающие отношения ребенка с родителями
Что может сделать педагог?
Во-первых, признать проблемы. Это бывает сложно, потому что:
- На практике часто действуем в пользу обидчика. Например, некоторые педагоги с неуважением относятся к детям, которые не могут постоять за себя.
- Иногда педагоги считают, что лучше дать детям возможность разобраться со своими проблемами самим.
- Некоторые педагоги не хотят поднимать обсуждение этой темы, пока не сталкиваются с людьми, требующими активных действий (с родителями)Исследования показывают, что открытость ребенка является наиболее значимым фактором, предупреждающим школьное насилие. Если ребенок рассказывает о своей жизни родителям, делится переживаниями.
Согласно опросам школьников, они склонны рассказывать о травле в первую очередь родителям, а не учителям, так как надеются, что родители будут более эффективны в разрешении проблемной ситуации.
Отношения матери и ребенка
Если матери страдают депрессиями, мало вовлечены в жизнь детей, в этих отношениях нет тепла, то дети таких матерей могут быть вовлечены в школьный буллинг или в качестве жертвы, или в качестве преследователя.
Отношения отца и ребенка
Есть исследования, которые показали важную роль отца в формировании буллингового или антибуллингового поведения. Так дети, чьи отцы тратят на них достаточное количество времени, реже попадают в ситуацию травли.
Время, проведенное ребенком с отцом, оказывает более значимое влияние на позицию ребенка в школе, чем экономический статус семьи.
Если отец вечно занят, пусть и зарабатывает больше денег, но меньше времени проводит с ребенком, риск попадания ребенку в ситуацию буллинга возрастает.
Очень важно не молчать об этой проблеме никому — ни детям, ни родителям, ни учителям, ни психологам. Об этом надо говорить.
© 2022, Переводчикова Жанна Геннадьевна 194