© 2024 86
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) образования – одно из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
У детей с ОВЗсуществуют общие особенности развития, к которым традиционно относятся: затруднения в восприятии, хранении, переработке информации; нарушения или трудности речевого развития; снижение динамики психических процессов, замедленность формирования понятий. Часто детям свойственны высокий уровень психоэмоционального и мышечного напряжения. Дети с ОВЗотличаются повышенной нервной возбудимостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью с одной стороны и пассивностью, замкнутостью, закрытостью, зажатостью, неразвитостью эмоциональной сферы, поведенческими расстройствами с другой стороны, даже незначительные стрессовые ситуации перегружают их слабую нервную систему.
Формирование социального опыта у детей с ОВЗ– одна из актуальных проблем образования. Она требует создания таких условий, которые будут способствовать вовлечению данной категории детей в окружающую действительность.
В современных условиях все четче проявляется тенденция к использованию в образовательном процессе полифункционального оборудования, требующего организации работы не на малой плоскости стола, а в больших помещениях (в большом пространстве).Использование ресурсов сенсорной комнаты – один из вариантов решения.
Сенсорная комната (комната психологической разгрузки, комната релаксации, мультисенсорная комната) – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и др. Спокойная, доброжелательная обстановка, присутствие понимающего взрослого в сочетании с мощным положительным влиянием эффектов сенсорной комнаты (мягкая мебель спокойной цветовой гаммы, приглушенный свет, приятные ароматы, успокаивающая музыка) – вот те характеристики, которые помогают ребенку иподростку развивать свои сенсорные способности, способствуют созданию у детей ощущения защищенности, спокойствия и уверенности в себе, а такжепомогают ощутить уют, комфорт, настроиться на позитивное восприятие и общение с окружающими его людьми.
Сенсорная комнатапозволяет выполнять следующие процедуры психологического и психотерапевтического воздействия:
• релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения;
• стимулирование сенсорной чувствительности и двигательной активности детей, подростков, взрослых; развитие, коррекцию, а в ряде случаев и восстановление у них зрительно-моторной координации и сенсорно-перцептивной чувствительности;
• фиксирование внимания и управление им, поддержание интереса и познавательной активности;
• повышение психической активности за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций;
• развитие воображения и творческих способностей детей и подростков;
• коррекцию психоэмоциональных состояний.
После занятий в сенсорной комнате у детей с ОВЗ появляется интерес к окружающему миру, развивается моторика и улучшается координация движений. Также такие занятия способствуют эмоциональному, речевому, познавательному и социальному развитию.
Исходя из всего вышесказанного, я поставила перед собой цель: сохранение и укрепление психофизического здоровья детей с помощью интерактивной среды сенсорной комнаты.
Я определила ряд задач, при решении которых могу оказать эффективную помощь детям, имеющим трудности в развитии:
- профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;
-создание положительного эмоционального настроя;
- развитие воображения;
-формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласованности движений собственного тела;
- облегчение состояния тревожности;
- развитие внимания, достижение эффекта релаксации;
- развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом.
Кабинет психологической разгрузки «Сенсорная комната» в нашем учреждении оснащен современным оборудованием, необходимым для проведения общеразвивающей, коррекционной, психологической работы с детьми и подростками.
Категории детей с нарушениями развития, с которыми проводятся занятия в сенсорной комнате в нашем учреждении:
- дети с нарушениями зрения (слабовидящие), первичное нарушение носит сенсорный характер, страдает зрительное восприятие, вследствие органического поражения зрительного анализатора;
- дети с тяжелыми нарушениями речи, первичным дефектом является недоразвитие речи;
- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, первичным нарушением являются двигательные расстройства, вследствие органического поражения двигательных центров коры головного мозга;
- дети с задержкой психического развития, которых характеризует замедленный темп формирования высших психических функций, вследствие слабовыраженных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС);
- дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом (РДА)) представляют собой разнородную группу, характеризующуюся различными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями.
Время сеансов в сенсорной комнате – до 30 минут. Для возбудимых детей длительность сеанса сокращена. Занятия проводятся по подгруппам по 2-3 человека или индивидуально. Для достижения релаксационного эффекта занятия в кабинете психологической разгрузки проводятся индивидуально.
Основной принцип построения занятий – комплексный подход, позволяющий решать коррекционную, развивающую и воспитательную задачи.
На занятиях используются разные виды упражнений: дыхательные (для стимуляции движения диафрагмы, улучшения осанки, кровообращения), глазодвигательные (для профилактики нарушения зрения), кинезиологические (для повышения стрессоустойчивости), функциональные, релаксационные (способствуют расслаблению, помогают снять психоэмоциональное и физическое напряжение), когнитивные.
Эффективность работы в сенсорной комнате отслеживается в процессе наблюдений за детьми на каждом занятии и по данным психологической диагностики, которая проводится в начале, в середине и в конце года с помощью использования следующих диагностических методик:
• Шкала Интеллектуального Развития по Гриффитс (для оценки уровня развития детей дошкольного и младшего школьного возраста);
• проективная методика «Кактус» с целью изучения личностного развития ребенка;
• методика изучения тревожности Р. Теммпл, М Дорки, В. Амена (для детей младшего школьного возраста);
• методика «Эмоциональные лица» Семаго;
• 8-цветный тест Люшера (для определения эмоционального состояния школьников через восприятие цвета);
• методика САН, определяющая психофизическое состояние детей (самочувствие, активность и настроение).
Наглядно результаты диагностики до проведенных занятий и после занятий представлены на рисунках 1-10.
Рис.1. Общая моторика Рис.2. Мелкая моторика
Рис.3. Эмоциональный отклик Рис.4. Средства общения
Рис.5. Внимание Рис.6. Характеристика речи
Рис. 7. Познавательная активность Рис.8. Контактность
Рис.9. Результаты по тесту Люшера
Рис.10. Результаты по методике САН
Выводы: Можно отметить, что после посещения Сенсорной комнаты уровень агрессии, тревожности, снижается. А такие показатели, как память, внимание, мышление, восприятие, мелкая моторика наоборот повышаются.
В сенсорной комнате создаются условия для тренировки процессов торможения, необходимых при повышенной возбудимости и агрессивности ребенка.
Специфическое оборудование сенсорной комнаты позволяет в привычном для детей пространстве выполнять разнообразные предметно-практические и игровые действия, сочетая двигательную и речевую активность. Этому способствуют определенные модули и стимуляторы, которые имеют привлекательный, красочный вид с затейливой подсветкой и формой. В коррекционной работе полифункциональная среда сенсорной комнаты – дополнительный и эффективный инструмент для развития детей.
Кроме того, сенсорная комната обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и взрослым, что повышает уровень доверия и уважения ребенка к взрослому и настраивает его на эффективную и результативную работу. В целом, сенсорная комната – это реальная возможность расширения жизненного опыта детей, обогащение их чувственного мира. Она используется как «энциклопедия стимулирующих ощущений», предлагающих гораздо большее разнообразие впечатлений, чем традиционное окружение.
Таким образом, можно подвести итог всего вышесказанного, сенсорная комната позволяет дополнительно проводить психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ альтернативным путём, при этом формируя у них позитивный настрой, творческую искру, психическое и физическое здоровье.
Список литературы:
1. Браудо Т.Е. Пособие по использованию сенсорной комнаты. / Т.Е. Барудо., Ю.А. Кириченко, Е.А. Соловьева. - М.: Издательство АРКТИ, 2005[. https://rehabmedical.ru/stati/posobie-po-ispolzovaniju-sensornoj-komnaty]
2. Жевнерова В.Л., Баряева Л.Б., Галлямова Ю.С. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья. – СПб.: ХОКА, 2007. – Ч. I: Темная сенсорная комната. – 416 с. [https://maruschkaschool.3dn.ru/Psiholog/uchebno-metodicheskoe_posobie_sensornaja_kkomnata-.pdf]
4. Титарь А.И. «Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате». [https://www.labirint.ru/books/428740/]
© Эльцер Е.В., 2023
© 2024 86