СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Профессор Орегонского университета Чжао Юн родился и вырос в Китае. Он изучил все особенности национального обучения и сравнил его с западным. И сделал неожиданные выводы. Основное зло, по мнению Юна, в авторитаризме, который давно и прочно сковал всю учебную систему (здесь профессор проводит параллели с Россией и Сингапуром).
«Дух образования в сегодняшнем Китае рождён двухтысячелетней историей имперских экзаменов», — пишет Чжао Юн в своей книге «
В этом же кроется разгадка того, почему китайские студенты в случае провала никогда не винят преподавателей, но зато ищут причины неудач в самих себе.
Книга Чжао Юна «Кто боится большого злого дракона?» вышла в издательском доме Высшей школы экономики в 2017 году
Система «кэцзюй»: как воспитать послушного гражданина
Китайцы — очень работоспособная нация. Чжао Юн считает, что это качество — не просто приятная характеристика, а жизненная необходимость. Двадцать веков назад единственным способом «выбиться в люди» в Китае был имперский экзамен — испытание, для которого нужно было заучивать формулировки и определённую структуру ответов. В погоне за формой у китайских студентов не было возможности сосредоточиться на содержании. И это заставляло Китай, так гордившийся своей дисциплиной, отставать в других вопросах: «…в основу изучения природных явлений могли лечь только спорадические наблюдения, и китайским открытиям не было дано достигнуть уровня современной науки, которая вся построена на математике и контролируемых экспериментах».
Система «кэцзюй», которая требовала полного повиновения, полностью лишала людей творчества. Китай наполняли послушные «государственные деятели», которые, по сути, не умели ничего — только успешно сдавать экзамены в угоду правительству. Более того, Чжао Юн считает, что именно «кэцзюй» стала косвенной причиной, по которой в Китае так и не произошла промышленная революция.
Экзамены в сунской столице Кайфыне / Фото: Wikimedia Commons
Чем опасна Америка для китайского образования
В 1872 году Юн Вин, первый китаец, который получил образование на Западе, отправил корабль с тремя десятками китайских подростков в США. По программе Китайской образовательной миссии более сотни китайских юношей должны были пройти обучение в Америке. Юн Вин задумал хитрость: отправляя детей в Америку, он рассчитывал, что они сумеют перенять западные технологии и укрепить положение Китая в мире, особенно во время войны.
Но всё пошло не по плану: подростки увлеклись (неслыханная дерзость!) «американским» спортом: бейсболом, футболом и хоккеем, начали ухаживать за девушками, а некоторые даже отрезали свои «конфуцианские» косички. Китайские студенты со временем потеряли свою национальную идентичность, и это ужасно рассердило чиновников цинского двора. Американское образование превратило студентов в независимых и свободно мыслящих людей — для Китая это было неприемлемо. В 1881 году студентов отправили на родину.
Юн Вин, первый китайский выпускник американского университета / Фото: Wikimedia Commons (Fred Hsu)
Слишком много научных статей
К концу XX века Китай наконец-то признал науку и инновации «движущей производительной силой». Чтобы превратить Поднебесную в страну инноваторов, в 2005 году правительство поставило себе цель войти в пятёрку стран по количеству зарегистрированных патентов и цитируемых статей. С этого момента все свои силы Китай вкладывал именно в эту гонку, и уже в 2012 году занимал третье место по количеству зарегистрированных патентов. Количество научных статей тоже впечатляет: с 20 тысяч в 1998 году они выросли до 116 тысяч к 2012.
Несмотря на официальное мировое признание, Юн Чжао не верит этой статистике. Бурный рост патентов, публикаций и докторов наукой объясняется всё той же гонкой Китая за звание «самой умной страны». Кроме того, выпускники вузов просто боятся не получить желаемые должности, для которых научные публикации — одни из обязательных условий. Поэтому в Китае ещё и много плагиата.
Выпускники китайского вуза / Фото: Shutterstock (atiger)
Почему в Китае нет нобелевских лауреатов
«Среди миллиарда людей, получивших образование на материковой части Китая начиная с 1949 года не было ни одного нобелевского лауреата», — пишет в своей книге профессор Пекинского университета и автор книги «Патология китайского образования» Чжэн Ефу. Одновременно с этим международное образовательное тестирование PISA назвало Китай мировым лидером по уровню знаний в математике, чтению и естественным наукам.
Чжао Юн считает иначе: результаты теста говорят лишь о том, что китайские школьники блестяще готовы к конкретной форме экзаменов, а именно — к тесту. Умение правильно отвечать на вопросы превращает их в роботов, идеально подходящих для работы в государственной системе. При этом уничтожаются ненавистные китайским правительством оригинальность мышления и нонконформизм — всё, что так необходимо для великих научных открытий и разработки проектов.
Урок в китайское школе / Фото: Shutterstock (LP2 Studio)
Постоянный стресс
Вузов в Китае больше 2000, но котируемых государством совсем немного. Некоторые китайские компании даже не стараются скрыть, что берут на работу лишь выпускников определённых учебных заведений. Кроме того, есть система ранжирования классов и учеников. Последних, к слову, тестируют буквально каждый месяц. После каждого тестирования школьникам дают новые характеристики.
Чжао Юн считает систему регулярного тестирования несправедливой и необъективной: из-за плохих показателей китайские школьники постоянно в стрессе.
Фуданьский университет. Входит в альянс из девяти элитных вузов Китая / Фото: Shutterstock (EQRoy)
Так что не так с образованием в Китае
Пытаясь развенчать мифы о «лучшей в мире системе образования», Чжао Юн сделал вывод, что китайское образование держится на трёх основных китах: страх, ложь и непрерывная зубрежка. И приводит следующие аргументы:
В своей книге Чжао Юн подробно описывает одну из лучших школ Китая — «фабрику подготовки к тестам» — среднюю школу Маотанчан. Стоимость обучения в ней около 6 000 долларов в год. В 2013 году годовая плата за эту школу была приблизительно равна годовому доходу жителя Шанхая — самого богатого китайского города.
Академическая нагрузка у учеников здесь в три раза больше, чем в обычной школе. На территории поселения запрещено строить увеселительные заведения, так как школьники ни в коем случае не должны отвлекаться от учёбы. Повсюду стоят видеокамеры, а преподаватели могут в любой момент войти в класс и даже в комнату ученика. Один из учеников в своём интервью назвал школу Маотанчан «адом на пути в рай».
© 2018, Катцына Любовь Федоровна 430