СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школа и педагогика в 18 веке. Начало развития светской школы. Виспитание детей в дворянских семьях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие образования в России XVIII в.

Основы светского образования заложил ещё Пётр I, и его влияние чувствуется на всём протяжении XVIII в. Первый русский император стремился обеспечить страну специалистами, обладающими практическими знаниями в различных областях, но в первую очередь необходимых для развития промышленности. По воле Петра на обучение брали и неродовитых детей, главными были способности. После его смерти учебные заведения стали доступными только для дворян. В 1732 г., в царствование Анны Иоанновны, открылся Сухопутный шляхетский корпус. Шляхтой в Польше называлось дворянское сословие. В 1759 г., в царствование Елизаветы Петровны, в Петербурге был открыт Пажеский корпус. В обоих заведениях мальчиков дворянского происхождения готовили к военной, административной и придворной службе. Это были самые престижные учебные заведения середины столетия. В них обучали военному делу, гуманитарным наукам, фехтованию, танцам и этикету.

Императорский Пажеский корпус. Литография по рисунку И. И. Шарлеманя. 1858

Философы эпохи Просвещения считали, что для глубокого преобразования общества необходимо воспитать «людей новой породы». Чтобы на их воспитание не влияли нравы и мировоззрение прежних поколений, их нужно изъять из семьи и держать в строгой изоляции. Автор этой идеи — Ж. Ж. Руссо, а реализовать её в России в период правления Екатерины II взялся И. И. Бецкой — личный секретарь императрицы и президент Императорской академии художеств. В 1760-е гг. по его инициативе в крупных городах появились воспитательные дома, куда принимали на обучение сирот с малых лет. Дети находились там до совершеннолетия, а к выпуску осваивали ремесло, которым они могли бы зарабатывать на жизнь.

Но это было только начало. Бецкой понимал, что в учебные заведения попадают лишь единицы дворянских детей, а большинство воспитывается дома. За малышами ухаживают няни, затем мальчикам нанимают гувернёров, девочкам — гувернанток, причём преимущественно английского или французского происхождения. Но кто руководит всем, что происходит в детской? Конечно, мать, хозяйка дома. Если она с детства впитает идеи Просвещения, то сумеет передать их своим детям. Так родилась идея создания Императорского воспитательного общества благородных девиц при Смольном монастыре (благородных — дворянского происхождения), открытого в 1764 г. Это заведение более известно как Смольный институт. Девочек принимали туда с пяти-шести лет и держали в строгой изоляции: не отпускали домой и редко разрешали общаться с родными. Воспитанницы, приехавшие из отдалённых губерний, годами не видели своих родителей. В институте обучали гуманитарным наукам, иностранным языкам, танцам, придворному этикету.

«Смольный институт». С. Ф. Галактионов

Заслуга Смольного института в том, что он стал началом женского образования в России — ещё в петровские времена женщина, умеющая читать, была белой вороной в обществе. Однако в этой системе были серьёзные недостатки: девушки выходили из заведения без каких-либо знаний о реальной жизни. Перспектив у них было немного: первых учениц могли взять в императорский дом в качестве фрейлин, а те, кому не посчастливилось удачно выйти замуж, были вынуждены преподавать или становились приживалками у обеспеченных родственников. Сохранились многочисленные воспоминания смолянок, где они пишут о монастырском и даже казарменном распорядке, скудном рационе, холоде в жилых комнатах.

«Портрет воспитанницы Императрицы воспитательного общества благородных девиц Екатерины Ивановны Нелидовой в костюме Серпины из „Служанки-госпожи“ Перголези». Д. Г. Левицкий. 1773

На вторую половину столетия приходятся попытки сделать образование доступным и для других сословий. При Смольном институте открылось Училище для малолетних девушек недворянского происхождения. Позже оно было преобразовано в Александровский институт. В Москве по инициативе и на средства П. А. Демидова открылось Императорское коммерческое училище — учебное заведение для купеческих детей, где обучали бухгалтерскому делу и коммерции. К сожалению, государство не считало нужным поддерживать такие заведения, поэтому они содержались за счёт купеческого сословия и были немногочисленными.

Екатерина II создала систему народного образования в рамках школьной реформы 1782–1786 гг. Правда, система была условно народной — дети крепостных крестьян там не обучались. Она предусматривала открытие в губернских городах четырёхклассных народных училищ, а в уездных городах — двухклассных малых народных училищ. Для этих учебных заведений были разработаны единый устав, программы и планы обучения, классная урочная система, устанавливались единые сроки начала и окончания занятий.

Первым высшим учебным заведением в России была Славяно-греко-латинская академия, открытая во второй половине XVII в. Её окончили учёный М. В. Ломоносов, поэт В. К. Тредиаковский, путешественник С. П. Крашенинников. Но уже в первой половине XVIII в. стало очевидно, что академия, в которой делали упор на богословские науки, не отвечает современным потребностям в образовании. Поэтому Иван Иванович Шувалов (1727–1797) вместе с М. В. Ломоносовым разработали проект нового современного высшего учебного заведения — Московского университета, который был открыт в 1755 г. В университете было три факультета: юридический, философский и медицинский, а богословского факультета не было.

Фасад Московского университета. Рисунок неизвестного автора

Поступить в университет могли все, кроме крепостных крестьян. Вскоре при нём появилась гимназия с двумя отделениями — для дворян и недворян, которых стали называть разночинцами. В конце XVIII в. при университете открылся Московский благородный пансион, где в течение шести лет дворян обучали математике, праву, истории, этикету, военному делу и многим другим наукам.

Основанные Петром I профессиональные школы продолжали существовать и развиваться в XVIII в. Открывались новые учебные заведения: медицинские, коммерческие, горные и другие. В 1757 г. по инициативе И. И. Шувалова в Санкт-Петербурге была основана Академия трёх знатнейших художеств. В 1764 г. она стала Императорской Академией художеств — высшим учебным заведением для живописцев. В 1773 г. при Московском воспитательном доме открылось первое Балетное училище. Педагогов готовили в учительских семинариях в Москве и Петербурге.

Дворянское воспитание В XVIII веке в России — по европейскому примеру — стали уделять особое внимание воспитанию детей. Но каким было воспитание? Чему обучали своих детей представители российского дворянства?

Детей в дворянских семьях начинали учить с четырёх-пяти лет. Начальное образование было домашним. Некоторые дворянские семьи ограничивались лишь изучением французского языка, но были и такие, где образованию придавали особое значение, и дети изучали другие иностранные языки. Однако француз-гувернёр в доме в начале XIX века был незаменимым человеком. К пятнадцати годам домашнее образование завершалось, и молодой дворянин поступал в учебное заведение или на службу. Особое внимание уделялось самообразованию. Молодые люди должны были уметь неторопливо и вдумчиво читать романы, научные трактаты, журнальную критику, уметь рассуждать о музыке, быть в курсе театральных новинок. Считалось, что светский человек должен не просто уметь поддержать беседу, но и быть при этом человеком начитанным, иметь хорошо поставленную речь, что достигалось путём пересказа и изложения своих мыслей о прочитанном. Словесность преподавали представители духовенства. Для обучения танцам, верховой езде и фехтованию приглашали специальных учителей. Основательно подходили к изучению Античности и Священной истории, философии, астрономии, мифологии. Математике и физике уделялось мало внимания, так как считалось, что глубокие знания нужны только в науке. Однако споры о серьёзных материях в обществе считались требующими особого внимания, и молодого дворянина готовили к ним заранее. Качество учителей оставляло желать лучшего. Как правило, это были иностранцы, которые в 1789 году бежали из революционной Франции. Кроме своего языка, они могли больше ничего и не знать, но встречались и настоящие учителя:

Что касается женского образования в России в первой половине XIX века, то девочек так же, как и мальчиков, сначала воспитывали дома. В систему образования молодой дворянки обязательно входило обучение правилам хорошего тона и танцам. Воспитанием девочки занималась крепостная нянюшка, а затем гувернантка-француженка. В 1803 году в Москве было основано Училище ордена Святой Екатерины — Институт благородных девиц. В этом институте образование могли получить не только дворянки, но и дочери чиновников.

Училище ордена Святой Екатерины ﹘ институт благородных девиц.

Численность воспитанниц института в первой половине XIX столетия составляла 242 воспитанницы. Часть из них училась платно, остальные получали образование за казённый счёт. Учителями работали выпускники Московского университета. Кроме общеобразовательных предметов, девушкам преподавали технику вышивки и основы ведения домашнего хозяйства. Некоторые дворянки обучались в иностранных пансионах. Миссия этих учебных заведений была в том, чтобы подготовить девушку к светской жизни, а не к управлению имением. В пансионатах учили светским манерам, рисованию, пению и игре на музыкальных инструментах. Обязательным было изучение иностранных языков, истории, словесности. Также обучали французской и немецкой учтивости. Девушка должна была научиться грациозно ходить, держаться всегда прямо. Не обученная музыке и танцам девушка на балу сидела возле стенки в зале. Необходимо было также уметь занимать гостей и поддерживать разговор. Качество женского образования мало кого интересовало, оно было поверхностным: боялись допустить в женские умы «опасные» идеи. По правилам дворянского этикета девушка не могла ходить одна по улице. Дома вход в спальню молодой дворянки был доступен лишь близкому пожилому родственнику или священнику. Даже врач мог зайти в спальню только в том случае, если тяжёлый недуг не позволял встать с кровати.

Обучение молодых дворянок

Как только девушка начинала выезжать в свет, её образование прекращалось. Цель женского образования заключалась в том, чтобы из молодой особы сделать привлекательную невесту. Однако русские дворянки любили читать. Ещё в конце XVIII века Новиков Н. И. продумал систему полезных книг для женщин — и собрал целую библиотеку. Вскоре Н. М. Карамзин создаёт произведения, в которых смело трактует вопросы любви, этики и права. В 1820-х годах русские дворянки начинают читать романтическую литературу. Женщины со своими детьми читают романы, где в роли главных героев представлены рыцари, спасающие красавиц. Увлекаются и классическими произведениями, такими как «Дон Кихот», «Робинзон Крузо», роман в письмах Руссо «Юлия, или Новая Элоиза», читают английского романиста С. Ричардсона. Девушки не просто читали эти произведения, но чувствовали и думали как их герои. А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин», характеризуя Татьяну, говорит, что она присвоила себе «чужой восторг, чужую грусть».

Подводя итог, хотелось бы сказать, что в российском обществе уделяется особое внимание мужскому образованию. Однако первая половина XIX века отводит особое место женщине в русской культуре. Несмотря на то что женское образование было поверхностным, именно женщина в середине XIX века станет ярким выразителем русской культуры.

06.04.2025 18:02


Рекомендуем курсы ПК и ПП