СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школьная физика – это скучно или интересно?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Удивительно, как часто порой мы начинаем сами себе задавать вопросы, ответы на которые, казалось, уже давно найдены. Проработав учителем физики уже несколько лет, у меня вдруг появилось стойкое ощущение того, что я не совсем ясно понимаю сегодня цели и задачи обучения нашему предмету. Предвижу, что такое «признание» может вызвать улыбку со стороны моих коллег. Мол, существуют же утвержденные программы, учебники, пособия. Есть, наконец, методические рекомендации, чему и в каком объеме должны быть научены школьники. Но лично мне иногда не хватает в работе понимания самой концепции обучения физике, того, насколько убедительны мы бываем тогда, когда пытаемся дать представления о необходимости тех знаний, умений и навыков, которые несет наш предмет. Сложность, на мой взгляд, еще состоит и в том, что начинаем мы обучать детей этой дисциплине в достаточно раннем возрасте, когда физика, как школьный предмет, не сразу приобретает привлекательность и пробуждает интерес, а становится предметом сложным и где-то даже специализированным. Так что же может сегодня стать фактором успешного обучения в школе? Безусловно, это школьные лаборатории. Иногда приходится слышать, что для хороших результатов не обязательно иметь лаборатории и показывать множество физических демонстраций, что сама идея лабораторных работ часто себя не оправдывает. Совершенно с этим не согласна! Убеждена, что отсутствие эксперимента на уроке есть очень больная тема. Конечно, за годы отсутствия у государства денег на школу, материальная база понесла серьезный урон. Сегодня ситуация меняется. Но готовы ли мы сами к тому, чтобы возродить культуру школьного физического эксперимента как метода обучения? Давайте признаем, что организация и проведение лабораторных работ по физике - вещь не только затратная, но и требует определенных профессиональных навыков. Готовы ли мы сами к тому, что даже при наличии всех необходимых условий, у нас получится прекрасный научный эксперимент, способный захватить ученика, пробудить его интерес? Боюсь, что придется признать, этому сегодня нужно учиться заново. Иначе без разнообразных демонстраций и практических работ физика рискует стать скучной и нудной. При том, что наша задача, как педагогов, показать красоту предмета, а не только обучить формулам. Вряд ли это кому удастся без убедительного интересного эксперимента. Кто-то может сейчас возразить, сказав, что бог с ними, с лабораториями, ну, нет их и нет. Сегодня в распоряжении каждого учителя есть компьютер. Компьютерное моделирование – весьма неплохой способ создать впечатление и донести информацию. Согласна. Но все же не стоит забывать, что физика - это наука о природе материального, значит, большее место должно быть отведено природным явлениям и их демонстрации. Иногда, живой лабораторный физический опыт бывает сравним с чудом, такого чуда при общении с компьютером, к сожалению, ждать не приходится. Однажды, блуждая по просторам интернета, наткнулась на интересную статью, где приводится пример, рассказанный И.В.Мещерским. Идет урок по теме «давление в жидкостях». Учитель собирается опустить в аквариум с водой пустую консервную банку, верхняя крышка которой заменена герметичной резиновой диафрагмой. Задается вопрос: «куда прогнется резиновая пленка?» Большинство ребят сразу «соображает», что раз воздушный шар стремится в воде всплыть, то вверх. Но сейчас же несколько здравомыслящих голосов вступают в спор: «Нет, вниз! Ведь давление воды на глубине избыточно по сравнению с атмосферным, а в банке – легкосжимаемый воздух! Конечно, вниз!» Наконец, все убеждены, что вниз. Начинается опыт. Сначала все идет, как надо, но вдруг, вопреки очевидному закону, из банки начинает выпирать резиновый пузырь. (Немая сцена.)А фокус в том, что в банке снизу есть специально пробитое маленькое отверстие. Учитель сделал это для неожиданного впечатления. И это сработало. Никто из присутствующих на уроке в жизни не забудет такого эффекта. Учитель рискнул поставить фокус вместо опыта. И ожидание чуда, пусть, даже в виде фокуса, стало залогом неизгладимости впечатления. Вот бы нам всем научиться так работать! И в заключение несколько слов о задачах. Если спросить коллег, откуда берете задачи, ответ, думаю, будет очевидным, начнут звучать фамилии известных многим авторов. Но мало кто ответит, что берет задачи из жизни. Тогда как именно такие задачи встречаются на олимпиадах. Думаю, со мной согласятся многие, что подготовка учеников к олимпиадам по физике сегодня обозначена как проблема довольно острая. Обучение решению задач подобного рода требует от учителя собственного особого подхода, детской одаренности и, безусловно, высокого интереса к предмету. Всё. Круг замкнулся. Так что скажете, уважаемые коллеги? ​

02.12.2019 11:43


Рекомендуем курсы ПК и ПП