СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сельская школа

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                            Уважаемые коллеги!

К.И. Чуковский говорил: « …Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами».

 

Я работаю в сельской  школе. Часто говорят, что у сельской  школы нет будущего, но я  хочу убедить  присутствующих в обратном.

Противники сельских школ любят приводить несколько основных доводов. Во-первых, говорят они, детей в них мало, а, значит, затрат на обучение одного ученика больше. По их мнению, содержание малых сельских школ становится экономически невыгодным. Во-вторых, качество образования вызывает сомнения и оставляет желать лучшего. В их рассуждениях сельские школы предстают какими-то черными дырами, способными лишь выкачивать бюджетные деньги, не принося никакой пользы.

Сельская школа…Многие, услышав такое  слово, думают, что это учебное заведение не отличающееся высокой образовательной и воспитательной эффективностью, а методы работы современностью. Хочу их разубедить. Я работаю в школе 22 года. Здесь обучаются всего 54 ученика. Однако уровень образования в школе не отличается от школ, имеющих статус полных. Учителя нашей школы вкладывают в работу всю душу, ведь школа в маленьком селе -  это не только центр образования для маленьких жителей, но культурный центр для всего населения, потому что кроме школы больше «пойти» некуда. Вот и занимаются учителя культурным воспитанием школьников и их родителей.

Да, не секрет, что в школах с малой наполняемостью, даже в условиях индивидуальной работы педагогов с детьми, гораздо сложнее обеспечить качественное образование. Возникает целый ряд проблем:

  • Малый круг общения обучающихся;

  • Недостаточная техническая база;

  • Ограниченный доступ к информации, низкая скорость интернет-соединения вследствиеотсутствия оптико-волоконных сетей;

  • Отдалённость школы от районного и областного центров, отсутствие транспорта, что не позволяет детям свободно посещать мероприятия

    Но малая наполняемость классов обладает и рядом преимуществ, которые можно рационально использовать в повседневной практической деятельности:

  • Индивидуальный подход в работе с обучающимися, учёт особенностей развития, темперамента, склонностей и интересов.

  • Личностно-ориентированный подход в обучении, понимание внутренней позиции ученика.

  • Всеобщее сотрудничество, товарищеская взаимопомощь, участие старших в обучении младших, привлечение обучающихся к контролю, учёту и управлению учебным процессом.

    Поэтому считаю, что сельские школы способны дать обучающимся качественное образование, в чём и попытаюсь убедить присутствующих на примере  результатов работы, достижений нашей Иранской  школы.

    Что является критерием качественного образования?  Сегодня  привычные представления о качестве образования, как о высоком  проценте четвёрок и пятёрок не удовлетворяют не только нас, но и родителей как определяющих социальный заказ нашего времени. Поэтому сегодня главное для ребёнка – не сумма знаний, умений и навыков, а умение применять полученные знания и личные достижения при строительстве собственной судьбы

    Учитель  21 века – это гармонично развитая, внутренне богатая личность, умеющая отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания, способная к рефлексии, обладающая высокой степенью профессиональной компетентности, обладающий многогранностью интересов. На данном этапе возрастает потребность в информации, т. к. мы ищем возможности повышения эффективности своей деятельности. Информация должна быть, во-первых, максимально полной по объему, во-вторых, объективной, в-третьих, предельно конкретной. Как мы работаем с информацией? Мы ее собираем, обрабатываем, анализируем и создаем систему информационного обеспечения школы  по направлениям деятельности: работа с кадрами, организационная деятельность руководителя, организационно-педагогическая деятельность, здоровье и медицинское сопровождение, работа с родителями, связь с социумом, финансово-хозяйственная деятельность. Залог успеха, роста профессиональной компетентности в современной, продуманной стратегии и тактике нашей работы. Очень важно определить стратегию вместе с коллективом.

    В нашей школе построена четкая система работы с кадрами по следующим направлениям: школа молодого учителя, работа по обобщению опыта, повышение квалификации, аттестация, наставничество,  организация выставок, работа творческих групп и групп развития.

    Без сомнения, обучать других возможно только при условии постоянного самообразования, развития, соответствующего требованиям времени. Педагогический коллектив всегда неоднороден. Руководитель должен учитывать индивидуальные качества участников образовательного процесса, их профессиональный уровень, организаторские качества и умения, психологическую готовность к той или иной деятельности. Работа с коллективом разнообразна и включает следующую деятельность: индивидуальные беседы, анкетирование и тестирование, контроль и самоконтроль, собеседование по плану самообразования, просмотр практической деятельности, участие в жизни школы, документация педагога, включающая поэтапно-перспективное планирование, участие педагогов в проектной деятельности и смотрах-конкурсах.

    На каждого педагога в методическом кабинете имеются индивидуальные карты развития и портфолио, которое позволяет более полно и убедительно отследить показатели профессионального роста и творческой активности педагога в течение длительного срока его профессиональной деятельности. Функции портфолио – накопительная, статистическая и практическая. Цель создания – раскрытие профессионального роста педагога, использование данных материалов при аттестации. Практика показала рациональность использования карты наблюдения, которая дает возможность структурировать и обобщить необходимую информацию. Динамику достижений педагога мы показываем через результаты. Лучшие работы наших педагогов мы сравниванием с результатами мониторингов, олимпиад, ГИА. В условиях обновления системы современного образования и расширения экспериментальной работы возникает потребность подготовки и переподготовки педагогических кадров, непрерывном повышении их профессионального мастерства.

    Ученые утверждают, что знания, которыми обладает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать. Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого человека. Руководитель – это стратег развития своего учреждения, который создает целый комплекс условий для профессионального роста каждого педагога, первое из которых – мотивационное условие постепенного вхождения и приучения педагогического коллектива к постоянной работе в плане самообразования. Одну из главных ролей играет функция наставничества, задачей которой является личным примером завлечь, объяснить, направить, продемонстрировать работу учителя в школе. При работе с молодыми специалистами мы должны оказать им помощь в адаптации в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути. В процессе наблюдения мы выделили несколько этапов работы с молодыми специалистами: адаптация молодого специалиста, изучение опыта коллег, развитие профессиональных умений с активным привлечением к показу своей работы внутри детского сада, внедрение новых технологий и совершенствований, самообразование и саморазвитие воспитателя, ведущую к обобщению своего опыта работы. Поиск новых форм работы привел к тому, что в практике нашего учреждения стали широко использоваться профессиональные объединения педагогов, где поднимаются вопросы воспитания, обучения, подготовки к мероприятиям, работа с родителями, вопросы оздоровления школьников. Значительный рост педагогов виден при работе во временных творческих группах. Для сплочения коллектива и развития каждого педагога очень важно их участие в разнообразных проектах. Временные творческие группы разрабатывают положения, план подготовки, направления работы каждого участника коллектива. Участие во временной творческой группе поднимает статус педагога в собственных глазах и глазах коллектива. Идея для проекта чаще всего идет от руководителя. Опытно-экспериментальные исследования подтверждают, что, выбирая оптимальный вариант методической работы в школе и современные формы ее реализации, можно эффективно способствовать повышению мастерства педагогов, их самообразованию и самосовершенствованию, можно полностью раскрыть творческие возможности педагога как личности. Таким образом, повышение уровня развития профессионального мастерства педагога напрямую зависит от современных подходов к организации управленческой деятельности. Сегодня, в сложных условиях работы в школе, очень важно, чтобы вся команда педагогов работала слаженно, без сбоев, творчески.

    Именно поэтому мы считаем более эффективным применять технологию «Управляй – обучая», ведь только педагог, способный к постоянному самосовершенствованию и саморазвитию может подготовить наших детей к будущей сложной, многогранной, интересной и счастливой жизни.

                                         

                                            

Категория: Прочее
07.01.2015 20:11


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!