СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Работа с сигнальными загадками позволяет любому человеку реализовать свой творческий потенциал и продемонстрировать его окружающим, что порой, не менее важно, чем просто оценка такой работы учителем.
Сигнальные загадки – это разнообразие и неиссякаемая фантазия; это одна и та же фраза, зашифрованная двадцать раз по-разному; это уверенность в себе и адекватная оценка собственных способностей и потребностей; это конечно же неиссякаемое желание работать. Схема такова: синтез – анализ – синтез. Задача формулируется так: на основе загадок научить ребят вычленять в тексте главное, разбивать его на части, вычленять главное в каждой из этих частей и формировать каждую такую мысль в отдельный блок. Не стоит пугаться, что пропадут детали, останется только голая схема. При работе с загадками вы не раз убедитесь, что стоит сигналу появиться, как в памяти всплывает вся логическая цепочка, связанная с ним. В деталях.
На первом этапе знакомства с сигнальными загадками дети воспринимают их как развлечение, потому что все-таки загадки! Да кто сказал, что работа должна быть тяжелой? Работа должна давать достаточную нагрузку, но если она в удовольствие, то любой груз воспринимается иначе.
Вначале загадки составляет и приносит учитель, а уже скоро, узнав правила составления, их начинают создавать учащиеся. Причем в больших количествах! Самым любимым бывают, пожалуй, уроки, когда, работа по новому параграфу и «упаковывая» его в сигнальные загадки, их рисуют на доске, в тетрадях. Сигнальная загадка может быть составлена конкретно по какому-то фрагменту текста, но может и объединять в себе различные его части или являться выводом.
Когда на доске появляются квадратики, это вызывает бурю эмоций, чаще положительных. Но через некоторое время оказывается. Что многие пишут ответы, никоим образом не связанные с данной темой. Есть дети, которые не чувствуют направленности урока, им постоянно нужно напоминать, какую тему мы изучаем и каким образом она связана с предыдущими. Вот почему всякий раз надо упоминать устно о том, что у загадок есть свой ключ. Им, как правило, является изучаемая тема или какая-либо ее часть.
Как бы ни увлекала ребят работа с сигнальными загадками, не один раз вы столкнетесь с трудностями во взаимопонимании. Для того чтобы их по возможности исключить, нужно не так уж и много. Во-первых, помнить о ключе к загадкам. Во-вторых, усвоить правила, позволяющие идти верным путем к расшифровке квадратиков.
Правила расшифровки :
- если загадки по карте, внимательно рассмотреть карту и найти сходные конфигурации или аналогичные расположения частей. Требуется помнить, что каждый квадратик ориентирован на север, т.е. это своеобразная мини-карта.
- если отгадывать требуется без использования карты, то работа включает в себя следующие этапы:
а) рассмотреть рисунок и ответить на вопрос, что вы видите; выяснить, как взаимосвязаны части рисунка;
б) решить, какая из этих частей главная, а какие второстепенные;
в) не упускать при подготовке ответа ни одного знака;
г) составить полный ответ.
Данный контроль позволяет отслеживать динамику не только осмысления предметных понятий, но и формирование речи, логики и много другого у учащихся. Дети учатся общаться друг с другом и учителем, учатся уважать мнение другого и открывать значимость каждого человека.
При составлении сигнальных загадок дома мало того что ответы на них должны быть представлены в письменном виде, - автор квадратиков должен свободно отвечать на вопросы учителя по этим загадкам. Если этого не происходит, то вы имеете право или не зачесть работы, или предоставить возможность другим ученикам разгадать зашифрованную информацию. Это повышает их ответственность, и показывает, что к работе надо относиться более вдумчиво.
Какие-то из загадок, составленных детьми, покажутся вам слишком простыми, какие-то – далекими от совершенства, но несомненно одно: работа идет!
© 2015, Козырева Ольга Николаевна 743