СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Сие я написал вам, верующим...» Архиепископ Геннадий и его Библия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В истории славянской культуры так на­зываемая Геннадиевская Библия имеет особое значение не только как па­мятник письменности, но и как источник духовной культуры народа. Сейчас нам едва ли возможно в достойной мере оце­нить всю глубину и «стратегию» этого многолетнего труда, явившегося исклю­чительной вехой в истории духовной и культурной жизни всего православного славянского мира. Знаменательно, что начатое святыми равноапостольными Ки­риллом и Мефодием дело по переводу священных книг на славянский язык было продолжено на священной Русской земле – хранительнице православных традиций Афона и Византии.

Как и всякое событие общегосудар­ственного масштаба, переработка Библии и создание самого полного (по тому вре­мени) свода священных книг есть не только явление духовной жизни, но прежде всего особый национальный фе­номен Древней Руси. Не случайно имен­но Новгород стал тем миссионерским призванием блаженного Геннадия, кото­рое он исполнял до конца своих дней. Испокон веков древняя столица Русской земли была средоточием духовной и светской мысли и литературы не только во времена своей самостоятельности, но и позже, когда она встала под владыче­ство великих московских князей в XV и XVI вв. Именно в Великом Новгороде в XVI столетии проводится работа по со­ставлению Четьих миней митрополита Макария.

Благородной деятельности Новгород­ского архиепископа предшествовали весьма печальные события. Как повествуется в Житии владыки Геннадия, «тяжёлое бремя возложил на себя бла­женный… Глухое, затаённое раздражение против Москвы бродило среди новгород­цев, недавно (в 1478 г.) утративших свою независимость» (Жития святых на рус­ском языке, изложенные по руководству Четьих-миней св. Димитрия Ростовского. Кн. доп. 1. – М., 1908. – С. 455). Кроме личных и общественных притязаний, были и ещё более опасные духовные разногласия, или ереси, занесённые в на­чале 1470-х гг. выходцами из Литвы. Суть их злоучений, направленных на разложе­ние древа православной жизни, состояла в следующем. Они отрицали догмат Пре­святой Троицы и признавали только «Единого Вседержителя». Они учили, что «Иисус Христос есть не Бог, а про­стой человек, которого распяли евреи и который истлел во гробе. Он не есть ис­тинный Мессия» (там же. – С. 455). От­рицая Бога, еретики не признавали и цер­ковные каноны, принятые в православии: они отрицали таинства, не соблюдали постов и праздников, не почитали святых угодников, кощунствовали над храмами, отвергали монашество. Кроме прочего, еретики увлекались тайными на­уками – звездочётством и чернокнижи­ем. В те далёкие времена православный люд и местное священство были малооб­разованными. Достаточно сказать, что лишь при архиепископе Геннадии были основаны первые училища для подготов­ки духовных лиц, опять же – в целях под­нятия общего нравственного уровня и ре­лигиозного просвещения духовенства. Лжепроповедники завлекали в свои сети немало нравственно и духовно неустойчивых соотечественников. Примечатель­ны слова глубокомысленного историка Русской Церкви высокопреосвященного митрополита Московского и Коломенско­го Макария: «Принесши столько вреда в области веры, слепая привязанность к обряду сопровожда­лась едва ли ещё не более гибельными по­следствиями в области нравственности. Были, без сомнения, и тогда русские, которые хо­рошо понимали, в чём должна состоять нрав­ственность христианина, которые, исполняя как должно и церковную обрядность, забо­тились вместе об очищении своей души от греха, об исправлении своего сердца, об ис­коренении в нём худых влечений и привычек, об утверждении себя в христианском самоот­вержении и любви». (История Русской Церк­ви. – М., 1996. – Кн. IV. – Ч. 2. – С. 162).

Сам уклад церковной жизни глубинки был также далёк от совершенства. Может быть, в силу неутихающей боли от поте­ри самостоятельности «даже во времена архиепископства Геннадия во многих новгородских церквах не молились за Великого князя Московского и во всей области не чествовались самые знамени­тые московские святые» (Грандицкий М. Геннадий, архиепископ Новго­родский. (Церковно-историческая моно­графия) // Православное обозрение. – М„ 1878. – № 9. – С. 85).

Еще одна особенность древнерусского духовенства, которая имела очень важное значение в те годы, состояла в том, что служители Церкви не были так изолированы от паствы. Пото­му, видя не всегда благопристойное пове­дение слуг Божьих и благоговея перед церковностью вообще как истинно рус­ским устройством быта и культуры, мно­гие искали истинную веру на стороне и уходили в секты. Подобные течения не были лишь, так сказать, прозападной, не­русской ориентации. Знаменитый исто­рик, академик Б. А. Рыбаков посвятил изучению этой проблемы любопытную книгу «Стригольники. Русские гуманис­ты XIV столетия» (М., 1993), где расска­зал об особой ереси – своеобразном про­тесте русских людей, этом народном по­иске христианской истины, который имел идеологическую, художественную и ду­ховную основу.

Наконец, следует упомянуть ещё об од­ном событии, которое повлияло на весь ход церковной истории в те времена, вы­звало смуту и ереси. Как повествует один из биографов архиепископа Новгород­ского, «царствование Иоанна III, в кото­рое жил и действовал св. Геннадий, было началом разрыва иерархического союза русской церкви с греческою, в продолже­ние 500 лет находившейся под благотвор­ным влиянием последней. Неблагоприят­ные следствия независимости русской церкви не замедлили явиться» (Чтения в Обществе любителей духовного просве­щения. – М., 1875. – № 5. – С. 463).

Все эти обстоятельства как бы предоп­ределили служение святителя Геннадия, направленное на укрепление духовной и нравственной жизни Церкви. Его девиз был: «Открытая правда и православие».

Прежде чем мы обратимся к главному делу жизни архиепископа Геннадия, рас­скажем вкратце его яркую биографию, наполненную благородными помыслами.

Геннадий (Гонозов или Гонзов) родил­ся в первой трети XV столетия. Свое мо­нашеское служение он начал на Валаа­ме – обители благочестия, где обретали мудрость подвига многие прославленные Русской Церковью святые. Его духовным начальником, старцем был преподобный Савватий, будущий игумен Соловецкого монастыря. Летописи свидетельствуют, что с февраля 1477 г. Геннадий подвиза­ется в московском Чудове монастыре, где ревностно соблюдает церковные каноны, строит храмы. Уже тогда он проявляет немалую твёрдость духа и энергию воли, став однажды на пути великого князя и выступив против митрополита Геронтия в церковных спорах, что в русской исто­рии наблюдалось крайне редко. Великий князь Иван III, расширяя место своих владений в Кремле, пожелал «вынести оттуда вон несколько старых монастырей и церквей и даже коснулся древнего кладбища, приказав выкинуть гробы предков и перенести их на Дрогомилово» (там же). В летописи далее говорится, что страшно возмущён был Геннадий и в грамоте к митрополиту Зосиме высказал свой взгляд на поступок великого князя: «А ныне беда стала земская да нечесть государьская великая: церкви старыя извечныя выношены из города вон, да монастыри ста­рые извечные переставлены… да еще паки сверх того и кости мертвых выношены за Дрогомилово, ино кости выносили, а телеса ведь туто остались, в персти разошлись; да на тех местах сад посажен. А господин наш отец Геронтий митрополит о том не вспретил, то он ведает каков ответ за то даст Богу. А гробокопателем какова казнь писа­на, а ведь того для, что будет воскресение мертвых, не велено их с места двигнути «исключая св. мощей». А что вынести церк­ви, да гробы мертвых, да на том месте сад посадить, а то какова нечесть учинена? От Бога грех, а от людей сором».

Вскоре, 12 декабря 1484 г., Геннадий был избран архиепископом «на престол святыя великия Софии» и зимой 1485 г. отправился в Новгород. Надо сказать, что новгородскому предстоятелю потребова­лось немало усилий, чтобы убедить духо­венство и мирян признать московского государя, приучить почитать не только местные, но и московские святыни. Но основная борьба архиепископа была на­правлена на лжеучения, что встретило яростное сопротивление еретиков и ос­ложнение взаимоотношений архиеписко­па с Москвой. Как пишет летописец, он явился для еретиков «яко мечь обоюдо­остр, посекая студеяние их и яко пла­мень, пожигая плевелы нечестивого замышления их и стадо от таковыя преле­сти свобождая <…> и душу свою полагая за порученную ему паству» (цит. по изд.: Жития святых… – С. 456). Геннадий на­чал производить розыски еретиков и про­сил разрешения предать их смертной каз­ни, что не было поддержано великим князем.

Поскольку еретики выводили своё уче­ние из Священного Писания, искажая его и «домысливая», то было ясно, что одних запретительных мер недостаточно, и си­лой эту проблему не решить. Библейская литература была известна в Новгороде с давних времён, но канонические издания Священного Писания не были собраны в единый свод, а существовали в виде отдельных частей. Единого книжного кано­на, которому могли бы следовать верую­щие, не было. Тогда новгородский архи­епископ начинает разыскивать и собирать нужные книги по монастырям для того, чтобы проверить их подлинность и иметь практическое оружие против борь­бы с неверными. Так после 1492 г. начал­ся труд по собиранию священных книг в единый текст славянской Библии.

Геннадий не был одинок в своих благо­родных стремлениях и находил опору не только в пастве, но и в среде духовных просветителей. Известно, что Иосиф Волоцкий своими полемическими трактата­ми во многом способствовал развенча­нию облика лжепастырей и их учений. В создаваемую Геннадием и его сподвиж­никами Библию вошли не только извест­ные канонические тексты, выверенные составителями, но и отсутствующие в во­сточнославянской традиции ветхозавет­ные книги Товит, Юдифь, Неемии, 1–2 книги Паралипоменон, 1–4 книги Ездры, 1–2 Маккавейские книги, книги Премуд­рости Соломона, частично Эсфирь, кни­ги Иеремии, Иезекииля. Как повествует один из биографов новгородского архи­пастыря, «нет сомнения, что список Биб­лии Геннадия был его частным, личным делом, но это частное, личное дело скоро получило общенародное, общецерковное значение» (Грандицкий М. Указ. соч. (окончание) // Православное обозре­ние. – М, 1880. – № 12. – С. 773).

Нужные книги переводились не только с греческого, но и с латинского языков, а основным источником для Геннадия и его сподвижников послужила Вульгата. Митрополит Макарий (Булгаков) объяс­няет это тем, что «Геннадий не отыскал ни списка греческой Библии, ни, главное, переводчиков с греческого языка, между тем как и латинская Библия, уже печат­ная, и переводчики с латинского на­шлись» (История русской церкви. – М., 1996. – Кн. IV. – Ч. 1. – С. 302). Как полагают, собирание всех книг Священного Писания Ветхого и Нового Завета было окончено в 1493 г., но древнейший спи­сок, дошедший до нашего времени, отно­сится к 1499 г.

Геннадиевская Библия послужила впос­ледствии одним из основных источников знаменитой Острожской Библии (1580–1581).

Решительные действия Геннадия вызы­вали неудовольствие в среде высшей московской светской и духовной власти. Многие из еретиков бежали и смогли об­рести доверие у митрополита и великого князя. В 1504 г. в Москву Геннадия вы­звали по доносу в столицу и учинили допрос. Вскоре, после обследования дела, его «свели с кафедры на Москву». Перед лишением архиепископского сана от него потребовали отреченную грамо­ту, в которой он по собственной воле и «ради немощи» оставлял епископию, «берегучи своея душа и от сетей непри­язненных и духов лукавствия».

Последние месяцы Геннадий провёл в Чудовом монастыре, где скончался 4 де­кабря 1505 г.

Блаженный Геннадий известен и как автор других сочинений: это грамоты и послания, «Начало пасхалии преложно на осьмую тысячу лет», молитвы и др. Отличительной особенностью полеми­ческих писательских трудов новгород­ского пастыря были простота изложения, доступный для понимания язык. Спра­ведливо отмечалось, что Геннадий за ис­тину был готов идти на подвиг. Имея ясный ум, обладая нравственной твёр­достью и деятельным духом, он всю свою жизнь наполнил служением по­рядку и законности. Замечательна одна характеристика блаженного Геннадия: «Он отделял дух религии от форм рели­гии и всегда отдавал предпочтение пер­вому».

Источник: Никитин О. В. «Сие я написал вам, верующим…» Архиепископ Геннадий и его Библия // Русский язык в школе и дома. – 2010. – № 9. – С. 11–14.

Геннадиевская Библия (начало Книги Бытие)

*

См.:

Карта сайта

https://multiurok.ru/blog/karta-saita.html

Древнерусская литература

https://multiurok.ru/blog/drevnerusskaia-literatura.html

Издан первый том уникальной Геннадиевской Библии XV века

https://multiurok.ru/blog/izdan-pervyi-tom-unikalnoi-gennadievskoi-biblii-xv-veka.html

Литература

https://multiurok.ru/blog/literatura.html

Категория: Литература
01.08.2017 01:59


© 2017 555

Рекомендуем курсы ПК и ПП