© 2017 555
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В истории славянской культуры так называемая Геннадиевская Библия имеет особое значение не только как памятник письменности, но и как источник духовной культуры народа. Сейчас нам едва ли возможно в достойной мере оценить всю глубину и «стратегию» этого многолетнего труда, явившегося исключительной вехой в истории духовной и культурной жизни всего православного славянского мира. Знаменательно, что начатое святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием дело по переводу священных книг на славянский язык было продолжено на священной Русской земле – хранительнице православных традиций Афона и Византии.
Как и всякое событие общегосударственного масштаба, переработка Библии и создание самого полного (по тому времени) свода священных книг есть не только явление духовной жизни, но прежде всего особый национальный феномен Древней Руси. Не случайно именно Новгород стал тем миссионерским призванием блаженного Геннадия, которое он исполнял до конца своих дней. Испокон веков древняя столица Русской земли была средоточием духовной и светской мысли и литературы не только во времена своей самостоятельности, но и позже, когда она встала под владычество великих московских князей в XV и XVI вв. Именно в Великом Новгороде в XVI столетии проводится работа по составлению Четьих миней митрополита Макария.
Благородной деятельности Новгородского архиепископа предшествовали весьма печальные события. Как повествуется в Житии владыки Геннадия, «тяжёлое бремя возложил на себя блаженный… Глухое, затаённое раздражение против Москвы бродило среди новгородцев, недавно (в 1478 г.) утративших свою независимость» (Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-миней св. Димитрия Ростовского. Кн. доп. 1. – М., 1908. – С. 455). Кроме личных и общественных притязаний, были и ещё более опасные духовные разногласия, или ереси, занесённые в начале 1470-х гг. выходцами из Литвы. Суть их злоучений, направленных на разложение древа православной жизни, состояла в следующем. Они отрицали догмат Пресвятой Троицы и признавали только «Единого Вседержителя». Они учили, что «Иисус Христос есть не Бог, а простой человек, которого распяли евреи и который истлел во гробе. Он не есть истинный Мессия» (там же. – С. 455). Отрицая Бога, еретики не признавали и церковные каноны, принятые в православии: они отрицали таинства, не соблюдали постов и праздников, не почитали святых угодников, кощунствовали над храмами, отвергали монашество. Кроме прочего, еретики увлекались тайными науками – звездочётством и чернокнижием. В те далёкие времена православный люд и местное священство были малообразованными. Достаточно сказать, что лишь при архиепископе Геннадии были основаны первые училища для подготовки духовных лиц, опять же – в целях поднятия общего нравственного уровня и религиозного просвещения духовенства. Лжепроповедники завлекали в свои сети немало нравственно и духовно неустойчивых соотечественников. Примечательны слова глубокомысленного историка Русской Церкви высокопреосвященного митрополита Московского и Коломенского Макария: «Принесши столько вреда в области веры, слепая привязанность к обряду сопровождалась едва ли ещё не более гибельными последствиями в области нравственности. Были, без сомнения, и тогда русские, которые хорошо понимали, в чём должна состоять нравственность христианина, которые, исполняя как должно и церковную обрядность, заботились вместе об очищении своей души от греха, об исправлении своего сердца, об искоренении в нём худых влечений и привычек, об утверждении себя в христианском самоотвержении и любви». (История Русской Церкви. – М., 1996. – Кн. IV. – Ч. 2. – С. 162).
Сам уклад церковной жизни глубинки был также далёк от совершенства. Может быть, в силу неутихающей боли от потери самостоятельности «даже во времена архиепископства Геннадия во многих новгородских церквах не молились за Великого князя Московского и во всей области не чествовались самые знаменитые московские святые» (Грандицкий М. Геннадий, архиепископ Новгородский. (Церковно-историческая монография) // Православное обозрение. – М„ 1878. – № 9. – С. 85).
Еще одна особенность древнерусского духовенства, которая имела очень важное значение в те годы, состояла в том, что служители Церкви не были так изолированы от паствы. Потому, видя не всегда благопристойное поведение слуг Божьих и благоговея перед церковностью вообще как истинно русским устройством быта и культуры, многие искали истинную веру на стороне и уходили в секты. Подобные течения не были лишь, так сказать, прозападной, нерусской ориентации. Знаменитый историк, академик Б. А. Рыбаков посвятил изучению этой проблемы любопытную книгу «Стригольники. Русские гуманисты XIV столетия» (М., 1993), где рассказал об особой ереси – своеобразном протесте русских людей, этом народном поиске христианской истины, который имел идеологическую, художественную и духовную основу.
Наконец, следует упомянуть ещё об одном событии, которое повлияло на весь ход церковной истории в те времена, вызвало смуту и ереси. Как повествует один из биографов архиепископа Новгородского, «царствование Иоанна III, в которое жил и действовал св. Геннадий, было началом разрыва иерархического союза русской церкви с греческою, в продолжение 500 лет находившейся под благотворным влиянием последней. Неблагоприятные следствия независимости русской церкви не замедлили явиться» (Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. – М., 1875. – № 5. – С. 463).
Все эти обстоятельства как бы предопределили служение святителя Геннадия, направленное на укрепление духовной и нравственной жизни Церкви. Его девиз был: «Открытая правда и православие».
Прежде чем мы обратимся к главному делу жизни архиепископа Геннадия, расскажем вкратце его яркую биографию, наполненную благородными помыслами.
Геннадий (Гонозов или Гонзов) родился в первой трети XV столетия. Свое монашеское служение он начал на Валааме – обители благочестия, где обретали мудрость подвига многие прославленные Русской Церковью святые. Его духовным начальником, старцем был преподобный Савватий, будущий игумен Соловецкого монастыря. Летописи свидетельствуют, что с февраля 1477 г. Геннадий подвизается в московском Чудове монастыре, где ревностно соблюдает церковные каноны, строит храмы. Уже тогда он проявляет немалую твёрдость духа и энергию воли, став однажды на пути великого князя и выступив против митрополита Геронтия в церковных спорах, что в русской истории наблюдалось крайне редко. Великий князь Иван III, расширяя место своих владений в Кремле, пожелал «вынести оттуда вон несколько старых монастырей и церквей и даже коснулся древнего кладбища, приказав выкинуть гробы предков и перенести их на Дрогомилово» (там же). В летописи далее говорится, что страшно возмущён был Геннадий и в грамоте к митрополиту Зосиме высказал свой взгляд на поступок великого князя: «А ныне беда стала земская да нечесть государьская великая: церкви старыя извечныя выношены из города вон, да монастыри старые извечные переставлены… да еще паки сверх того и кости мертвых выношены за Дрогомилово, ино кости выносили, а телеса ведь туто остались, в персти разошлись; да на тех местах сад посажен. А господин наш отец Геронтий митрополит о том не вспретил, то он ведает каков ответ за то даст Богу. А гробокопателем какова казнь писана, а ведь того для, что будет воскресение мертвых, не велено их с места двигнути «исключая св. мощей». А что вынести церкви, да гробы мертвых, да на том месте сад посадить, а то какова нечесть учинена? От Бога грех, а от людей сором».
Вскоре, 12 декабря 1484 г., Геннадий был избран архиепископом «на престол святыя великия Софии» и зимой 1485 г. отправился в Новгород. Надо сказать, что новгородскому предстоятелю потребовалось немало усилий, чтобы убедить духовенство и мирян признать московского государя, приучить почитать не только местные, но и московские святыни. Но основная борьба архиепископа была направлена на лжеучения, что встретило яростное сопротивление еретиков и осложнение взаимоотношений архиепископа с Москвой. Как пишет летописец, он явился для еретиков «яко мечь обоюдоостр, посекая студеяние их и яко пламень, пожигая плевелы нечестивого замышления их и стадо от таковыя прелести свобождая <…> и душу свою полагая за порученную ему паству» (цит. по изд.: Жития святых… – С. 456). Геннадий начал производить розыски еретиков и просил разрешения предать их смертной казни, что не было поддержано великим князем.
Поскольку еретики выводили своё учение из Священного Писания, искажая его и «домысливая», то было ясно, что одних запретительных мер недостаточно, и силой эту проблему не решить. Библейская литература была известна в Новгороде с давних времён, но канонические издания Священного Писания не были собраны в единый свод, а существовали в виде отдельных частей. Единого книжного канона, которому могли бы следовать верующие, не было. Тогда новгородский архиепископ начинает разыскивать и собирать нужные книги по монастырям для того, чтобы проверить их подлинность и иметь практическое оружие против борьбы с неверными. Так после 1492 г. начался труд по собиранию священных книг в единый текст славянской Библии.
Геннадий не был одинок в своих благородных стремлениях и находил опору не только в пастве, но и в среде духовных просветителей. Известно, что Иосиф Волоцкий своими полемическими трактатами во многом способствовал развенчанию облика лжепастырей и их учений. В создаваемую Геннадием и его сподвижниками Библию вошли не только известные канонические тексты, выверенные составителями, но и отсутствующие в восточнославянской традиции ветхозаветные книги Товит, Юдифь, Неемии, 1–2 книги Паралипоменон, 1–4 книги Ездры, 1–2 Маккавейские книги, книги Премудрости Соломона, частично Эсфирь, книги Иеремии, Иезекииля. Как повествует один из биографов новгородского архипастыря, «нет сомнения, что список Библии Геннадия был его частным, личным делом, но это частное, личное дело скоро получило общенародное, общецерковное значение» (Грандицкий М. Указ. соч. (окончание) // Православное обозрение. – М, 1880. – № 12. – С. 773).
Нужные книги переводились не только с греческого, но и с латинского языков, а основным источником для Геннадия и его сподвижников послужила Вульгата. Митрополит Макарий (Булгаков) объясняет это тем, что «Геннадий не отыскал ни списка греческой Библии, ни, главное, переводчиков с греческого языка, между тем как и латинская Библия, уже печатная, и переводчики с латинского нашлись» (История русской церкви. – М., 1996. – Кн. IV. – Ч. 1. – С. 302). Как полагают, собирание всех книг Священного Писания Ветхого и Нового Завета было окончено в 1493 г., но древнейший список, дошедший до нашего времени, относится к 1499 г.
Геннадиевская Библия послужила впоследствии одним из основных источников знаменитой Острожской Библии (1580–1581).
Решительные действия Геннадия вызывали неудовольствие в среде высшей московской светской и духовной власти. Многие из еретиков бежали и смогли обрести доверие у митрополита и великого князя. В 1504 г. в Москву Геннадия вызвали по доносу в столицу и учинили допрос. Вскоре, после обследования дела, его «свели с кафедры на Москву». Перед лишением архиепископского сана от него потребовали отреченную грамоту, в которой он по собственной воле и «ради немощи» оставлял епископию, «берегучи своея душа и от сетей неприязненных и духов лукавствия».
Последние месяцы Геннадий провёл в Чудовом монастыре, где скончался 4 декабря 1505 г.
Блаженный Геннадий известен и как автор других сочинений: это грамоты и послания, «Начало пасхалии преложно на осьмую тысячу лет», молитвы и др. Отличительной особенностью полемических писательских трудов новгородского пастыря были простота изложения, доступный для понимания язык. Справедливо отмечалось, что Геннадий за истину был готов идти на подвиг. Имея ясный ум, обладая нравственной твёрдостью и деятельным духом, он всю свою жизнь наполнил служением порядку и законности. Замечательна одна характеристика блаженного Геннадия: «Он отделял дух религии от форм религии и всегда отдавал предпочтение первому».
Источник: Никитин О. В. «Сие я написал вам, верующим…» Архиепископ Геннадий и его Библия // Русский язык в школе и дома. – 2010. – № 9. – С. 11–14.
Геннадиевская Библия (начало Книги Бытие)
*
См.:
Карта сайта
Древнерусская литература
Издан первый том уникальной Геннадиевской Библии XV века
Литература
© 2017 555