СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Синдром третьей четверти
К концу февраля у школьников нередко наблюдается быстрая утомляемость, снижается внимательность, повышается раздражительность. Родители жалуются, что ребенка по утрам тяжело будить, в течение дня он капризен, у него плохое настроение и неважное самочувствие. Третья четверть самая длинная, межсезонье влияет не только на взрослых, но и на детей. Столь часто встречающееся у детей состояние назвали синдромом третьей четверти. Первые, пока еще еле заметные симптомы проявляются уже после зимних каникул. В этот период организм начинает испытывать недостаток витаминов и ультрафиолета, поэтому ребенок быстро устает и тяжело входит в учебный ритм. Родителям следует как можно быстрее взять ситуацию под контроль и помочь ребенку.
1. Первым делом необходимо на недельку-другую снять с ребенка дополнительную нагрузку. Современные дети в свободное время посещают множество спортивных секций и различных кружков, занимаются иностранными языками, музыкой, танцами, шахматами, рисованием и другими развивающими занятиями. В случае развития синдрома стоит отказаться от всего, кроме спорта. Если своевременно этого не сделать, перегрузка негативно отразится на психике и здоровье ребенка. И не надо переживать, что он отстанет от своей группы, – чуть позже, отдохнув, он обязательно наверстает упущенное.
2. Специалисты не рекомендуют пресекать детскую подвижность. Как часто мы произносим: «Что ты носишься по квартире как угорелый, на уроки сил не останется!» Однако парадокс в том, что чем больше ребенок двигается, тем меньше устает. При движении кровь сильнее насыщается кислородом, а значит, активнее проходят процессы метаболизма, что способствует лучшей сопротивляемости стрессам. Помимо занятий в спортивных секциях, ребенку необходимо как можно больше бегать, прыгать, ходить – одним словом, двигаться. Дети младшего и среднего школьного возраста должны ежедневно проходить до семи километров, иначе говоря, гулять на свежем воздухе примерно два часа. Если в один из дней у ребенка нет возможности гулять так долго, 30–40 минут на прогулку с родителями все же надо выделить. Особенно полезно пройтись всей семьей после ужина. Если рабочий график родителей и ребенка чрезмерно насыщен, недостаток свежего воздуха нужно обязательно восполнять в выходные. Следует устроить ребенку внеплановый выходной, но только при условии, что вы проведете его на природе или путешествуя, например, по старой части города. Не позволяйте себе пойти на поводу у детей, которые так и норовят в свободное время усесться за компьютер. Стоит взять пример с родителей из Америки и Англии, которые периодически вводят суточные или недельные моратории на телевизор, компьютер, планшет и прочие гаджеты. Кстати, подобные моратории полезны и для родителей. И если любимое чадо отказывается от прогулок, хотя бы сведите к минимуму время, которое он проводит перед голубым экраном или компьютером. Действуйте твердо. Освободившееся время может пробудить в ребенке интерес к активным играм на свежем воздухе.
3. Следите за рационом питания. Ребенок должен получать достаточно овощей и фруктов, молочных продуктов, мяса и рыбы. Весной количество полезных веществ в овощах и фруктах значительно уменьшается, так как витамины не выдерживают длительного хранения и разрушаются, даже во внешне неповрежденных продуктах. К примеру, в яблоках на 28–50%, а в картофеле почти в четыре раза. Поэтому в конце зимы детский организм испытывает недостаток витамина Е, железа и кальция. В период межсезонья хорошо разнообразить рацион замороженными фруктами, заготовленными на зиму добросовестными хозяйками. Кроме того, старайтесь разнообразить рацион: вместо привычных для нашего стола овощей используйте для приготовления блюд брокколи, шпинат и стручковую фасоль, богатые железом. Этот микроэлемент повышает устойчивость организма к инфекционным заболеваниям, способствует росту и умственному развитию. Свежевыжатый апельсиновый сок и настой шиповника помогут пополнить организм витамином С. А вот волокна, клетчатка и витамин Е в большом количестве содержатся в хлебе из муки грубого помола и нешлифованной крупе. Магний, содержащийся в свекле, тыкве, авокадо, твердых сортах пшеницы, семенах подсолнечника, темных сортах шоколада, фасоли, поможет быстрее справляться со стрессовыми ситуациями.
4. Если ребенок буквально на лету цепляет простуды, и любая ОРВИ сопровождается осложнениями, сам собой напрашивается вывод, что его иммунитет ослаблен. Однако использовать иммуномодуляторы можно только при назначении врача. Это касается даже безобидных препаратов на основе лекарственных трав. Но есть и другой способ повысить иммунитет – физические процедуры, которые активизируют защитные силы организма.
5. Плохой сон, частые ночные пробуждения, синяки под глазами – сигнал о том, что ребенок переутомлен. Следите, чтобы ребенок высыпался. До подросткового возраста дети должны спать 9–10 часов, и только в старших классах им будет достаточно 8–9 часов для сна. Чтобы ребенок своевременно ложился в кровать, необходимо настраиваться на сон уже с 20.00. Из-за нехватки времени родители довольно часто начинают проверять дневник перед сном. Это категорически недопустимо. Золотое правило: все проблемы и разговоры на повышенных тонах следует отложить на утро. Помочь ребенку успешно преодолеть синдром третьей четверти родителям по силам. Основные принципы вы уже знаете. И не забывайте о пользе солнечных лучей: обязательно используйте солнечные деньки для восстановления жизненного тонуса ребенка!
© 2015, Семёнова Ольга Николаевна 657