СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития харак­теризуется трудностями в произношении слов сложного слого­вого состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обсле­довании детей с обшим недоразвитием речи, но оно может быть также и у детей, страдающих только фонетико-фонема-тическим недоразвитием. По итогам диагностики, проделанной за период 2016 – 2019 г. Наблюдается среди поступающих в школу детей увеличение числа детей с речевыми нарушениями, со слабой школьной готовностью. Одним из наиболее тяжёлых и распространённых речевых дефектов является нарушение слоговой структуры слова. Слоговая структура слова – порядок расположения количества слогов в словах. Слоговая структура слова относится к фонематическим представлениям, это ритмическая конструкция слов родного языка. Большое внимание в работе над звуко – слоговой структурой уделяется ритму. Ритм по определению А.К.Марковой чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности. В современной науке не менее 8-9 теорий слога. Жинкин так определяет слог: расширение и сужение глоточной трубки, таких колебаний происходит столько, сколько слогов в слове. Многие лингвисты минимальной произносительной единицей считают слог. Ритм на уровне слога обязательно предполагает ударение. Ударение предполагает интонационное оформление речи. Как утверждает Жинкин, в младенческоим периоде развития интонация тянет за собой фонематическое развитие ребёнка. Т.о., мы обосновали, что ритм лежит в основе овладения речью детьми. Работа над слоговой структурой слова основывается на принципе развития, согласно которому существуют общие закономерности онтогенеза речи в условиях нормального и аномального развития (Л.С.Выготский). Поэтому при изучении процесса формирования звуко-слоговой структуры слова у детей с отклонениями речевого развития необходимо учитывать его основные закономерности.

Нарушения слоговой структуры

У детей с нарушениями слоговой структуры слова наблюдаются ошибки в письменной речи как в нарушениях количества и последовательности слогов, так и в нарушении структуры отдельного слога. Более характерны искажения структуры отдельного слога со стечением согласных З.А.Репина различает нарушения звуковой и слоговой структуры. Если выпадение гласных – это первый признак нарушения слоговой структуры слова. Если выпадение согласных при стечении – это нарушение звуковой структуры.

Типы ошибок характеризующих нарушения слоговой структуры.

1.Элизии-выпадение слогов.

2.Перестановки слогов.

3. Персеверации – застревание.

4.Уподобление (антиципации).

5.Контаминации(слияние нескольких элементов в одно слово

6.Итерации(добавление гласной)

По характеру нарушений слоговой структуры мы можем определиться в уровнях общего недоразвития речи.

1 уровень- элизии

2 уровень – перестановка слогов

3 уровень – персеверации, уподобление, контаминации, добавление гласной.

Как только научим ребёнка говорить идём по 13 классам по Большаковой.

Приступать к работе по коррекции нарушений слоговой структуры слова целесообразно в начале второго периода обучения. Такие временные рамки обусловлены тем, что уже изучены все звуки и буквы. Должна быть проведена работа по исправлению звукопроизношения. Работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова уделяется мало внимания, происходит это в рамках работы над звукопроизношением. Между тем, звукослоговая структура слова является значимым компонентом речевой сферы, формирование которой необходимо для овладения письменной речью.

Категория: Логопедия
02.09.2022 09:54


Рекомендуем курсы ПК и ПП