СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с обшим недоразвитием речи, но оно может быть также и у детей, страдающих только фонетико-фонема-тическим недоразвитием. По итогам диагностики, проделанной за период 2016 – 2019 г. Наблюдается среди поступающих в школу детей увеличение числа детей с речевыми нарушениями, со слабой школьной готовностью. Одним из наиболее тяжёлых и распространённых речевых дефектов является нарушение слоговой структуры слова. Слоговая структура слова – порядок расположения количества слогов в словах. Слоговая структура слова относится к фонематическим представлениям, это ритмическая конструкция слов родного языка. Большое внимание в работе над звуко – слоговой структурой уделяется ритму. Ритм по определению А.К.Марковой чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности. В современной науке не менее 8-9 теорий слога. Жинкин так определяет слог: расширение и сужение глоточной трубки, таких колебаний происходит столько, сколько слогов в слове. Многие лингвисты минимальной произносительной единицей считают слог. Ритм на уровне слога обязательно предполагает ударение. Ударение предполагает интонационное оформление речи. Как утверждает Жинкин, в младенческоим периоде развития интонация тянет за собой фонематическое развитие ребёнка. Т.о., мы обосновали, что ритм лежит в основе овладения речью детьми. Работа над слоговой структурой слова основывается на принципе развития, согласно которому существуют общие закономерности онтогенеза речи в условиях нормального и аномального развития (Л.С.Выготский). Поэтому при изучении процесса формирования звуко-слоговой структуры слова у детей с отклонениями речевого развития необходимо учитывать его основные закономерности.
Нарушения слоговой структуры
У детей с нарушениями слоговой структуры слова наблюдаются ошибки в письменной речи как в нарушениях количества и последовательности слогов, так и в нарушении структуры отдельного слога. Более характерны искажения структуры отдельного слога со стечением согласных З.А.Репина различает нарушения звуковой и слоговой структуры. Если выпадение гласных – это первый признак нарушения слоговой структуры слова. Если выпадение согласных при стечении – это нарушение звуковой структуры.
Типы ошибок характеризующих нарушения слоговой структуры.
1.Элизии-выпадение слогов.
2.Перестановки слогов.
3. Персеверации – застревание.
4.Уподобление (антиципации).
5.Контаминации(слияние нескольких элементов в одно слово
6.Итерации(добавление гласной)
По характеру нарушений слоговой структуры мы можем определиться в уровнях общего недоразвития речи.
1 уровень- элизии
2 уровень – перестановка слогов
3 уровень – персеверации, уподобление, контаминации, добавление гласной.
Как только научим ребёнка говорить идём по 13 классам по Большаковой.
Приступать к работе по коррекции нарушений слоговой структуры слова целесообразно в начале второго периода обучения. Такие временные рамки обусловлены тем, что уже изучены все звуки и буквы. Должна быть проведена работа по исправлению звукопроизношения. Работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова уделяется мало внимания, происходит это в рамках работы над звукопроизношением. Между тем, звукослоговая структура слова является значимым компонентом речевой сферы, формирование которой необходимо для овладения письменной речью.
© 2022, Саитова Людмила Викторовна 232