СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Система оценивания
Проблемам психологии способностей посвящено большое количество публикаций, но среди них практически нет работ, касающихся способностей к усвоению химических знаний. Отсутствуют методики, позволяющие определять уровень развития тех или иных компонентов химических способностей. Не выявлены критерии и не разработаны методики, позволяющие диагностировать зрелость когнитивных структур предметных знаний. В связи с этим разработан комплекс методик, позволяющих исследовать некоторые компоненты химических способностей, а именно: 1) химическую память; 2) химическую интуицию; 3) владение семиотической системой химического языка; 4) владение системой понятийных отношений; 5) интерес к изучению предмета.
В качестве показателей способности к усвоению химических знаний были рассмотрены: 1) успеваемость по химии; 2) рейтинг интереса к изучению предмета; 3) когнитивная дифференцированность знаний о простых и сложных веществах; 4) объем сохранения семиотической системы химического языка в долговременной памяти; 5) уровень активного внимания и объем сохранения в кратковременной памяти различного семантического материала; 6) зрительно-моторная скорость кодирования цифр знаками химических элементов. Показатель успеваемости по химии рассчитывается как средний балл всех текущих оценок по предмету за учебный год. Говоря о сравнительной ценности и объективности измерения способностей к усвоению предмета отметками учителей, следует отметить, что школьные отметки субъективны и далеки от настоящего измерения способностей. Необходимо иметь в виду, что отметка является «комплексным показателем» и различные учителя пользуются при этом различными критериями (у некоторых оценка имеет и «дисциплинарное» значение).
В соответствии с требованиями стандарта по химии и выбранных из федерального списка учебников учитель химии во время проверки и контроля знаний по предмету может ориентироваться на следующие уровни.
Первый уровень - репродуктивный. Выполнение учащимися заданий этого уровня опирается в основном на память. Достижение этого уровня предполагает у учащихся:
- знание названий отдельных химических элементов, веществ и реакций;
- умение устно или письменно описывать химические факты, понятия или явления (реакции);
- понимание роли, значения или применения отдельных химических веществ или реакций;
- применение химической символики - химических знаков, формул и уравнений;
- знание некоторых используемых в химии приборов, умение собирать простейшие из них и использовать при выполнении химического эксперимента.
Для проверки знаний и умений, соответствующих первому уровню, используется репродуктивный вид заданий, предполагающий воспроизведение учащимися отдельных знаний и умений. Проверка первого уровня знаний легко осуществляется формами автоматизированного учета.
Второй уровень - продуктивный. Достижение этого уровня предполагает у учащихся:
- понимание формулировок важнейших химических понятий, законов, теорий и применение их в аналогичных ситуациях;
- умение устанавливать взаимосвязь между составом, строением и свойствами химических веществ;
- умение проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
- умение самостоятельно проводить химический эксперимент по инструкции учебника или по указанию учителя и фиксировать его результаты.
Для проверки умения применять эти знания в учебной практике используются задания, выполнение которых возможно не только на основе памяти, но и на основе осмысления. Поэтому наряду с психологической операцией воспроизведения широко используются узнавание и явление переноса. Для выполнения таких заданий требуется более напряженная мыслительная деятельность учащихся, чем при выполнении заданий на первом уровне.
Третий уровень - творческий. Достижение этого уровня предполагает у учащихся:
- умение прогнозировать свойства химических веществ на основе знания об их составе и строении и, наоборот, предполагать строение веществ на основе их свойств;
- понимание факторов, позволяющих управлять химическими реакциями (скоростью, направлением, выходом продукта);
- умение проектировать, осуществлять химический эксперимент, а также фиксировать и анализировать его результаты;
- умение ориентироваться в потоке химической информации, определять источники необходимой информации, получать ее, анализировать, делать выводы на ее основе и представлять в соответствующей форме;
- умение осознавать вклад химии в формирование целостной естественно-научной картины мира.
Для проверки знаний, соответствующих третьему уровню, и умения применять их в учебной практике используется рефлективный вид заданий, выполнение которых опирается на репродуктивные знания, но требует глубокого осмысления, владения логическими приемами умственной деятельности (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение, абстрагирование, классификация).
Проблемам психологии способностей посвящено большое количество публикаций, но среди них практически нет работ, касающихся способностей к усвоению химических знаний. Отсутствуют методики, позволяющие определять уровень развития тех или иных компонентов химических способностей. Не выявлены критерии и не разработаны методики, позволяющие диагностировать зрелость когнитивных структур предметных знаний. В связи с этим разработан комплекс методик, позволяющих исследовать некоторые компоненты химических способностей, а именно: 1) химическую память; 2) химическую интуицию; 3) владение семиотической системой химического языка; 4) владение системой понятийных отношений; 5) интерес к изучению предмета.
В качестве показателей способности к усвоению химических знаний были рассмотрены: 1) успеваемость по химии; 2) рейтинг интереса к изучению предмета; 3) когнитивная дифференцированность знаний о простых и сложных веществах; 4) объем сохранения семиотической системы химического языка в долговременной памяти; 5) уровень активного внимания и объем сохранения в кратковременной памяти различного семантического материала; 6) зрительно-моторная скорость кодирования цифр знаками химических элементов. Показатель успеваемости по химии рассчитывается как средний балл всех текущих оценок по предмету за учебный год. Говоря о сравнительной ценности и объективности измерения способностей к усвоению предмета отметками учителей, следует отметить, что школьные отметки субъективны и далеки от настоящего измерения способностей. Необходимо иметь в виду, что отметка является «комплексным показателем» и различные учителя пользуются при этом различными критериями (у некоторых оценка имеет и «дисциплинарное» значение)
В соответствии с требованиями стандарта по химии и выбранных из федерального списка учебников учитель химии во время проверки и контроля знаний по предмету может ориентироваться на следующие уровни.
Первый уровень - репродуктивный. Выполнение учащимися заданий этого уровня опирается в основном на память. Достижение этого уровня предполагает у учащихся:
- знание названий отдельных химических элементов, веществ и реакций;
- умение устно или письменно описывать химические факты, понятия или явления (реакции);
- понимание роли, значения или применения отдельных химических веществ или реакций;
- применение химической символики - химических знаков, формул и уравнений;
- знание некоторых используемых в химии приборов, умение собирать простейшие из них и использовать при выполнении химического эксперимента.
Для проверки знаний и умений, соответствующих первому уровню, используется репродуктивный вид заданий, предполагающий воспроизведение учащимися отдельных знаний и умений. Проверка первого уровня знаний легко осуществляется формами автоматизированного учета.
Второй уровень - продуктивный. Достижение этого уровня предполагает у учащихся:
- понимание формулировок важнейших химических понятий, законов, теорий и применение их в аналогичных ситуациях;
- умение устанавливать взаимосвязь между составом, строением и свойствами химических веществ;
- умение проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
- умение самостоятельно проводить химический эксперимент по инструкции учебника или по указанию учителя и фиксировать его результаты.
Для проверки умения применять эти знания в учебной практике используются задания, выполнение которых возможно не только на основе памяти, но и на основе осмысления. Поэтому наряду с психологической операцией воспроизведения широко используются узнавание и явление переноса. Для выполнения таких заданий требуется более напряженная мыслительная деятельность учащихся, чем при выполнении заданий на первом уровне.
Третий уровень - творческий. Достижение этого уровня предполагает у учащихся:
- умение прогнозировать свойства химических веществ на основе знания об их составе и строении и, наоборот, предполагать строение веществ на основе их свойств;
- понимание факторов, позволяющих управлять химическими реакциями (скоростью, направлением, выходом продукта);
- умение проектировать, осуществлять химический эксперимент, а также фиксировать и анализировать его результаты;
- умение ориентироваться в потоке химической информации, определять источники необходимой информации, получать ее, анализировать, делать выводы на ее основе и представлять в соответствующей форме;
- умение осознавать вклад химии в формирование целостной естественно-научной картины мира.
Для проверки знаний, соответствующих третьему уровню, и умения применять их в учебной практике используется рефлективный вид заданий, выполнение которых опирается на репродуктивные знания, но требует глубокого осмысления, владения логическими приемами умственной деятельности (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение, абстрагирование, классификация).
© 2020, Шадрина Олеся Андреевна 391