СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Система творческих заданий на уроках биологии и географии
Группа творческих заданий на комбинирование информации включает в себя следующие виды заданий: выделение главного в тексте; сравнение; систематизация информации; изменение информации; дополнение информации; объединение текстов и заданий; исправление ошибок. Например: систематизация информации - создание компьютерных презентаций по теме «Простейшие», «Охрана природы Оренбургской области», заповедники Оренбургской области и др.
Задания на систематизацию знаний: составить сказку, рассказ, кроссворд, криптограмму, ребус, шараду, викторину, логические цепочки; написать стихотворение по теме, рассказ с ошибками; придумать путешествие-комикс для учащихся, сочинение. Например: «Путешествие по клетке», «Путешествие капельки воды», «Путешествие молекулы кислорода по организму человека».
Творческие работы учащихся:
Эмбриогенез
Многоклеточных животных
Очень много на земле,
Всяких разных — это ясно
Людям всем, тебе и мне.
Эмбриональное развитие
У них у всех одно
А эмбриону как известно,
Стать человеком суждено.
Развитие такое: дробление сначала,
Позднее гаструляция и органогенез.
И эти все периоды, природа сразу знала,
Необходимы эмбриону, конечно позарез.
Дробление естественно, ответственный период:
Веселые бластомеры являются на свет,
И их все больше, больше — так происходит в мире,
Растут и развиваются — секрета в этом нет.
Затем вдруг появляется красавица бластула,
Жизнь органам и тканям шутя она дает.
Подружка эта хитрая, вот что она задумала
До 1000 бластомеров на свет произведет.
И переименуется бластула на гаструлу.
Конечно, превращение чудесное для нас
А сущность-то представляете, процесса гаструляции
Всего лишь в перемещении клеточных масс
.
А вот и органогенез! Какая это сила!
Комплекс осевых органов он просто создает
И хорда, и настоящая нервная трубка
Даже с кишечной трубкой дружбу ведет
Ну а если удалить зачаток хорды,
То случится может большая беда:
Нервная трубка, ужасно капризная.
Может, сильно обидевшись, не развиться никогда.
Вот такое развитие очень интересно
Происходит с эмбрионом из века в век,
Но самое прекрасное во всей этой истории,
Что на свет появляется новый человек.
Чернова Анна 9класс
Биологический колобок (тема «Онтогенез»)
Жили-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник. Посмотреть на чужих ребят.
- А что старуха, кабы у нас с тобой была дочка, да такая беленькая, да такая кругленькая.
Старуха посмотрела, головой покачала, да и говорит:
- Что ж будешь делать - нет, так и взять негде.
Загрустили дед с бабкой и пошли домой. Сел дед к окошку, а бабка тесто замесила. Испекла колобок и на окошко положила остудится. Полюбовавшись на колобок, он получился красивым, румяным, словно младенец и назвали его чудесным именем - Зигота. А зигота полежала, полежала да и спрыгнула с окна.
Долго ли, коротко ли каталась Зигота по земле, никто не знает. И вдруг на пути непреодолимое препятствие - гладкое озеро, наполненное волшебной водой. Подумала, подумала Зигота, да и прыгнула в воду. А в воде-то привольно, просторно и дышится легче. И произошли чудодейственные изменения, рыбкой стала она. Чем больше плавала рыбка, тем больше сил у нее появлялось. И превратилась она тогда в саламандру. По любопытство разбирает ее:
- А что на том берегу?
Стала она выбираться. Чувствует, вновь, в ней происходят изменения, на спине необыкновенный панцирь появился, крепкий и можно отправляться в путешествие.
Скоро сказка сказывается, но не скоро дело делается, Затосковала наша «черепашка», вспомнила деда и бабку, пригорюнилась и не заметила, как превратилась в курочку. Стала она обратную дорогу искать, к деду с бабкой. А препятствий на дороге стало еще больше возникать: надо дорогу найти и пропитание, и о ночлеге подумать, и от врагов укрыться, а конца дороге все не видно. Вздумалось тогда залезть ей на дерево, и откуда не возьмись, ноги и руки появились. Увидела дом и деда с бабкой, обрадовалась и бегом бросилась.
- От чего я на них не похожая. Ушла маленькой зиготой, а возвращаюсь обезьянкой. Признают ли они меня, примут ли меня?
И опять волшебница природа превратила бывшую Зиготу в маленькую девочку. Обрадовались дед с бабкой и стали они жить поживать, да добра наживать.
Чернова Анна 9 класс
Группа творческих заданий на определение причинно-следственных связей включает в себя следующие виды заданий: определение причин; определение следствий; доказательство; опровержение; определение закономерности; определение новой функции; определение связей между элементами системы.
Например: 1. Комбинирование элементов системы для получения новой функции. Предложите способы борьбы с мусором в городе Гае.
2. Изменение одного или нескольких элементов системы для получения новой функции. Какие экологические проблемы имеются в городе Гае и что необходимо изменить для улучшения экологической ситуации?
3.Введение элемента в систему для получения новой функции. Предложите способы борьбы с вредителями без использования инсектицидов.
4.Выделение элемента из системы и преобразование его в самостоятельную систему. Влияние фактора освещённости на деревья города Гая.
5.Объединение одной или нескольких систем. Составьте критерии для оценки экологического состояния водоема.
Объем заданий: недопустимо увеличение количества творческих заданий на уроках, если учащиеся не умеют их выполнять. Процесс увеличения количества творческих заданий должен носить постепенный характер.
Группа творческих заданий на планирование и выполнение практических действий включает в себя следующие виды заданий: составление плана выполнения заданий; планирование и проведение наблюдений, измерений и экспериментов; прогнозирование развития системы; анализ плана выполнения деятельности. Эти задания прослеживаются в проектной деятельности учащихся. Например: «Пчела. Продукты пчеловодства», «Первые находки химер в Оренбургской области», «Кто ты – русская яшма?» и др.
Важные условия для творчества: демократические отношения с учащимися, тактичность, отсутствие принуждения, учет индивидуальных особенностей. Для развития творческого потенциала ученика я использую индивидуально- образовательные маршруты.
Результативность: использование данных приёмов дает возможность учащимся получать стабильные и положительные оценки, т. е. стопроцентную успеваемость, стать призером различных ученических конференций.
Важные условия для творчества: демократические отношения с учащимися, тактичность, отсутствие принуждения, учет индивидуальных особенностей.
Развитие творческого потенциала учащихся невозможно без нетрадиционных форм урока: деловых игр, урок-путешествие, урок-исследование, интегрированных уроков и др.
Конспект деловой игры «Научная конференция по астрономии» в 5 -6классах.
Задачи:
систематизировать и обобщить представления учащихся о строении Вселенной,
солнечной системы, о звездном небе и созвездиях, о галактиках;
развивать умения работать с дополнительной литературой при подготовке выступлений;
развивать интерес к предмету; развивать умения объективно оценивать свои возможности;
развивать коммуникативные умения, творчество;
воспитывать коллективизм, научное мировоззрение.
Тип урока: обобщающий. Деловая игра
Оборудование: Фотографии и рисунки, иллюстрирующие системы мира по Аристотелю, Птолемею, Копернику; современная схема Солнечной системы, карта и атласы звездного неба.
Ход:
1.Орг.момент
Перед уроком уроков дается опережающее задание: подобрать материал, согласно своей роли из журналов и газет, энциклопедий.
Класс разделен на группы:
1.астрономы
2.космонавты
3.философы и историки
4. конструкторы летательных аппаратов
5.представители прессы и телевидения
6.студенты
7.представители церкви
2.Постановка целей и задач.
План конференции:
1) Астрономы «Строение, величины, состав компонентов Солнечной системы».
2) Космонавты «Из истории космонавтики».
3) Конструкторы «Первые летательные аппараты спутники, корабли». Выставка макетов «корабли будущего», их защита.
4) Выступление историков «Модели Вселенной: от древности до наших дней».
5) Вопросы студентов, телеведущих, журналистов, представителей церкви выступающим ораторам.
3. Проведение ролевой игры.
Учитель исполняет роль координатора и ведущего. В последующих ролевых играх роль ведущих исполняют наиболее коммуникабельные учащиеся. Для создания непринужденной обстановки ребята придумывают себе роли. Например:
1) Доктор исторических наук, преподаватель МГУ Юсупов Марат Димович.
2)телеведущая канала РТР Овсянникова Екатерина.
3)Имам-хатыб Гайской мечети Зайнулин Денис и т.д.
4.Подведение итогов урока.
Беседа:
Что понравилось больше всего?
Какие выступления были наиболее яркими, научными и достойны отличных оценок?
Кто и почему не справился со своей работой? Свои пожелания и замечания.
Выставление оценок самими учащимися. Завершающее слово учителя.
Тема урока: Тип Инфузории (Ресничные).7класс.
Постановка целей, задач урока. Детективное агентство «Левенгук» приглашает на работу детективов. Анонимный клиент желает знать всё об инфузории-туфельке. Коллективное составление плана действий (сбора информации):
1. Среда обитания и образ жизни
2. Строение
3. Процессы жизнедеятельности
4. Её окружение (родственники). Многообразие видов инфузорий.
5. Значение в природе и для человека.
Изучение нового материала: Знакомьтесь – инфузория-туфелька.
1. Информация на скрытой камере (просмотр отрывка из видеофильма «Простейшие» об инфузории-туфельке 9 мин.)
Выполнение лабораторной работы №1. Строение инфузории-туфельки.
Цель: изучить особенности строения и передвижения инфузории-туфельки
Задания: Нарисовать строение инфузории туфельки. Обозначьте её части. Перечислите признаки, характерные для инфузории как представителя простейших.
Беседа по фильму: чем и как питается инфузория; как дышит, выделяет вредные вещества, размножается? Чем отличается и похожа инфузория на изученные животные: амёбу, эвглену.
Закрепление: 1. Работа по ЦОРам http://schoool-collection.edu.ru(тесты и флеш-интерактивные рисунки) индивидуально-фронтально.
2. Многообразие типа Ресничных (комментированное чтение или сообщение)
3. Общая характеристика типа Инфузорий: (просит дать ответ ученику).
1. Инфузории – сложно организованные простейшие. Имеют в клетке два ядра: большое и малое. Размножается половым и бесполым путём. Половое размножение способствует обновлению, обмену между особями генетическим материалом, что увеличивает жизнестойкость инфузорий.
4.Составить синквейн. Индивидуально для сильных учеников, их сравнить.
Тип Инфузории
Одноклеточные, сложные
питаются, выделяют, двигаются
Микроскопически малые по размерам
Жизнь
Подведение итогов. Достигли ли мы поставленных задач на уроке?
Если останется время: творческие задания.
Тема урока: Обобщение и повторение темы «Что тебя окружает?»
Предмет: биология 5класс.
Обобщение и повторение: 1. Работа с терминами: разминка(2 балла команде)
1 команде: молекула, органическое вещество
2 команде: атом, испарение
3 команде: тело, явление.
2. Моделирование молекул (4 балла)
Представители команд собирают модели молекул: воды, кислорода.
3. Систематизация живых организмов (5баллов)
Список: кит, муравьи, рак, рысь, дождевой червь, окунь, ящерица, личинка майского жука, летучая мышь, паук-серебрянка. Распределить живые организмы по средам обитания.
Физминутка
4. «Вопрос на засыпку» (2 балла)
Ответы на вопросы соперников.
5. «Пойми без слов»(5 баллов) Команды должны отгадать показываемое явление.
Показать пантомимой: 1 команда: суточный ритм
2 команда: изменение погоды, 3 команда: лес летом
6. «Засыпь словами» Составить слова из букв слова «Обугливание». Команда, которая составит больше слов, получает 5 баллов, вторая 4 балла, третья -3 балла.
7. «Сила логики» Составить логический рассказ с использованием слов: климат, крышка стола, крахмал, загадочное явление, вывод.
Подведение результатов. Команды, занявшие первое, второе, третье место. Оценки отдельным ученикам, отличившимся на уроке.
Домашнее задание: составить кроссворд по теме из 10 слов.
2.2. Критерии, показатели результата
В качестве критериев развития творческого потенциала в познавательной деятельности учащихся можно выделить:
самостоятельность;
поиск и перебор возможных вариантов движения к цели;
создание в процессе движения к цели нового продукта.
Степень полноты самостоятельности, поиска и создания нового продукта определяет уровень творчества: низкий, средний, высокий.
Критериальная характеристика уровней сформированности творческой деятельности (метод наблюдения).
Таблица 4
Критерии творчества
уровни
низкий
средний
высокий
1. самостоятельность
частичная
Частичная или полная
Полная
2. поиск и перебор возможных вариантов движения к цели
В частичном объёме с помощью учителя
В частичном объёме самостоятельно
В широко полном объёме
3. Создание в процессе движения к цели нового продукта
В частичном виде с помощью учителя
В частичном виде самостоятельно
В полном качественном виде
Развитие творческого потенциала учащегося мы видим в постоянном движении сформированности его творческой деятельности от низкого уровня к более высокому. Это длительный целенаправленный процесс. В процессе обучения и общения учитель имеет возможность наблюдать за учениками по указанным критериям творчества и фиксировать появление этих качеств, давать оценку отношения учеников к учению: является ли оно творческим и заинтересованным, и в зависимости от этого строить собственную деятельность по планомерному развитию творческого отношения ко всем видам деятельности.
© 2018, Альмухометова Айгуль Сапаргалеевна 562