СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система упражнений, способствующая развитию устной и письменной математической речи младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повышение речевой культуры младших школьников – одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Известно, что одним из основных показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь, которая должна соответствовать языковым нормам.

Именно в начальной школе дети начинают знакомиться с нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При этом педагог должен помочь детям понять требования к речи, учить школьников при формулировке мыслей наблюдать за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств [1].

От успешного решения этой задачи зависит формирование у учащихся умений объяснять учебный материал, а в конечном итоге зависит развитие математических способностей.

Максимально раскрывая возможности человеческого мышления, математика и ее язык является его высшим достижением. Это то немногое из большого списка причин, в силу которых математический язык и речь должны стать неотъемлемой частью общей культуры и обязательным элементом в воспитании и обучении ребенка.

Выделяют этапы формирования математической речи:

  • оперирование признаками предметов;
  • овладение логическим действием классификации;
  • формирование умения вывода через род и видовое отличие;
  • оперирование логическими связками «не», «и», «или»;
  • оперирование логическими словами (кванторами) «все», «некоторые», «каждый», «любой»;
  • формирование умения делать самые простые выводы.

На уроках математики используются различные пути формирования и развития математической речи учащихся: математические диктанты, задания по переходу от словесной записи к символической и обратно, логические упражнения, исследовательская работа над содержанием задач, составление опорных записей и сигналов, имеющих обобщающий и алгоритмизированный характер [5].

Хотелось бы поделиться приемами устной и письменной речи, которые зачастую используются на уроках математики: работа над звуковой стороной речи, словарная работа, формирование культуры математической речи, развитие связной математической речи. При подборе упражнений и заданий учитывается программа, стандарт. Все задания можно показывать на интерактивной доске, что позволяет экономить время, и каждый учащийся четко и ясно видит упражнение, которое предлагает учитель [2].

Работа над звуковой стороной речи сводится к формированию правильного произношения и выразительного чтения любого задания. Для успешного решения этой задачи учитель должен следить, прежде всего, за своей речью, а затем за речью учащихся. Для этого в работе используются следующие упражнения: прочитайте слова, соблюдая ударения : километр, миллиметр, выражение, сложить, вычислить; прочитайте: прибавить к 25, вычесть из 42, к 187 прибавить; пример 25 - 12 Андрей прочитал так: « Из двадцать пять вычесть двенадцать» Прав ли он? Если ученики употребляют падеж неправильно, то учитель сначала читает сам, а затем просит кого-нибудь из учеников повторить.

Словарная работа на уроках математики сводится к пониманию и умению объяснять значение математических терминов, усвоению их правильного написания и формированию умений составлять содержательное связное высказывание [4].

С этой целью используются следующие задания:

Упражнения на объяснение значений математических терминов: объясните значение слов и выражений: уменьшаемое, вычитаемое, разрядные слагаемые; математическое выражение 18 х 4 Андрей прочитал :« 18 взять 4». Как надо прочитать? При составлении упражнений данного вида больше использую задания на применение терминов (правильно и неправильно).

Упражнения на правильное написание терминов: запишите слова, вставив пропущенные буквы: нум_рация, выч_таемое, ед_ница, кил_грамм; исправь ошибку в записи слов: вычесть, дилить, слажить.

Упражнения на составление правильных связных высказываний: прочитайте предложения, вставив пропущенные слова: От … слагаемых … не изменяется. Чтобы к числу прибавить сумму, можно к числу прибавить. слагаемое, а потом к полученному результату. второе слагаемое; используя данные слова и выражения, составьте известное вам правило: слагаемое, сумма, найти, вычесть, неизвестное, слагаемое, другое, чтобы, надо, из.

Данные упражнения направлены на усвоение правильной и точной формулировки правил и определений, если данные задания использовать постоянно, то учащиеся очень хорошо усваивают определенные правила [3].

Для развития математической речи учащихся в работе учителя должна быть определенная система, только при этом условии удастся сформировать у детей соответствующие умения. Максимально раскрывая возможности человеческого мышления, математика и её язык является его высшим достижением. Это то немногое из большого списка причин, в силу которых математический язык и речь должны стать неотъемлемой частью общей культуры и обязательным элементом в воспитании и обучении ребенка.

28.08.2020 21:22


Рекомендуем курсы ПК и ПП