СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цели работы со сказкой: развитие познавательного интереса, формирование навыков коммуникации.
Чибисы
На заливном лугу возле озера в уютном гнезде родились 4 птенца – две девочки и два мальчика. Мама и папа чибисы целыми днями кормили своих малышей и любовались ими. Одно тревожило родителей, если девочки были послушными, то мальчики Чи и Бис постоянно выскакивали из гнезда, носились друг за другом и махали неокрепшими крылышками, пытаясь взлететь.
Однажды, когда мама с папой улетели по своим делам, Чи и Бис, выпрыгнули из гнезда. Чи разбежался быстро-быстро, взмахнул крылышками и взлетел. Крылья еще не умели слушаться, и он упал в осоку. – Разбился? – спросил Бис.
– Нет, – ответил братик, почесывая клювом подвернувшуюся при падении малиновую лапку. – Это так здорово летать! Я видел много синей воды и зеленой травы!
Бис разбежался в другую сторону и взмыл ввысь. Он увидел, деревянные домики и резные заборы.
– Там деревня! – воскликнул птенец.
– Давай слетаем, – предложил Чи. Вдруг мы найдем там друзей и поиграем с ними.
Братишки разбежались со всех лап, взмахнули крыльями и оторвались от земли. От радости, что умеют летать и могут найти новых друзей, они запели:
– Два веселых чудака К вам летят издалека. Будем с вами мы дружить И над домиком кружить. Крыльями, крыльями хлопают друзья Маленькие дети все одна семья.
Во дворе первого дома они увидели желтеньких цыплят, которые суетились вокруг мамы курицы и клевали зернышки. Чи и Бис неловко приземлились рядом с ними. Курица удивленно спросила:
– Куд-куда, куд-куда, вы откуда и куда?
– Мы живем на берегу озера. Можно мы немножко поиграем с вашими детьми и вернемся домой?
Курица кивнула и отошла пощипать травки, а братишки стали бегать с цыплятками по двору и играть в догонялки. Когда вся ватага чуть не выбежала за калитку, мама курица закудахтала:
– Кво-кво-кво, кво-кво-кво! Вы куда так далеко? Вдруг увидите кота, И придет в наш дом беда!
Цыплята вернулись к маме и продолжили клевать зернышки, а Чи и Бис полетели дальше. Возле другого дома под кустом смородины играли два пушистых котенка. Чибисята сели на веточку с красной ягодой и стали подпрыгивать на ней. Веточка закачалась и пощекотала котятам мягкие животики. Котята выгнули спинки и стали ловить лапками непослушную веточку. Мама кошка лениво лежала на крыльце и грелась на солнышке. Вначале она хотела поймать и съесть птичек, но увидела, что они еще маленькие как и ее котята, и решила, пусть играют.
Вдруг с высокой березы прямо на птенцов пикировала большая ворона с красными от злости глазами. Она хотела заклевать малышей, но мама кошка в резком прыжке достала ворону еще в полете и больно стукнула лапой по голове. Ворона испугалась и улетела за забор. Кошка изогнула спину и прошипела ей вслед:
– Не люблю я злых ворон, Пусть летит отсюда вон! Улыбнулась чибисятам И мурлыкнула котятам: – Раз ворона далеко, Вам пора пить молоко.
Мама кошка легла на траву, и котята стали жадно сосать молоко. Чибисята поняли, что тоже проголодались и полетели обратно к своему гнезду. Вдруг на полянке у крайнего дома они увидели двух маленьких щенков и решили познакомиться.
– Гав! Вы кто? – удивленно спросили щенки.
– Мы Чи и Бис, живем в гнезде на лугу. А вы кто?
– А мы Бобик и Тобик. Мы хотим вырасти сильными собаками, поэтому учимся бороться. Смотрите, как мы умеем! – Бобик приготовился к прыжку, но Тобик первым прыгнул на брата и сбил с лап. Щенки начали смешно нападать друг на друга. Они неуклюже падали и в обнимку катались по траве.
Чи и Бис смеялись от души и хлопали крыльями, подбадривая бойцов. Вдруг они услышали голос мамы. Она кружила над поляной и громко кричала:
– Чьи вы? Чьи вы?
– Мама, мы твои! – воскликнули птенцы и полетели к ней, напевая:
– Два веселых чудака Поднялись под облака, Над землею кружат И со всеми дружат. Крыльями, крыльями хлопают друзья Маленькие дети все одна семья. Каждому ребенку Хочется играть И с другими вместе Прыгать и скакать. Крыльями, крыльями хлопают друзья Маленькие дети все одна семья.
Когда они вернулись домой, папа чибис грозно взмахнул хохолком и строго спросил:
– Где вы были?
– Мы были в деревне, – робко ответили птенцы.
– В деревне! Там же много опасности для чибисов! Вы еще глупые и могли погибнуть!
Мама чибис тихо спросила:
– И что нового вы увидели в этой деревне?
Чибисята вспомнили свои приключения, веселых друзей и сказали:
– У мамы кошки есть котята, А у курицы – цыплята. А щенки есть у собаки — Шалуны и забияки. Папа чибис покачал головой и добавил: – А у чибисов птенцы, Непоседы-огольцы.
Затем вздохнул:
– Ложитесь спать и больше без родителей никуда не улетайте.
На следующий день мама и папа чибисы стали учить птенцов летать и готовить их к большому перелету в жаркие страны. В начале осени им предстоял долгий путь на юг.
Методические рекомендации:
Первый вариант работы со сказкой: прочитывается вся сказка после предварительной подготовки: рассказа о чибисах, их жизни и мест обитания с использованием видеоролика или картинок.
Задание педагогу: Обсудить сказку с детьми.
Примерные вопросы для обсуждения:
1. Ребята, вам понравилась сказка?
2. Почему она называется «Чибисы»?
3. Где чибисы живут летом и куда улетают осенью?
4. Что такое заливной луг?
5. Почему родители беспокоились больше не за девочек – птенцов, а за их братиков Чи и Биса?
6. Почему Чи и Бис улетели в деревню?
7. С кем они подружились во дворе первого дома?
8. Какие опасности их поджидали в саду второго дома?
9. Почему мама кошка прогнала злую ворону?
10. С кем подружились птенцы на поляне у крайнего дома?
11. Что нового узнали чибисята, побывав в деревне?
12. Почему мама птенцов их искала и очень волновалась?
13. Почему на птенцов рассердился папа?
14. А вы уходите из дома без разрешения?
15. Почему нельзя далеко уходить от родителей на прогулке?
16. Если вы хотите познакомиться с кем-то из незнакомых детей или посмотреть неизвестное место, что надо сделать?
Варианты дополнительных заданий детям:
1. Рассказать сказку от имени мамы птенцов, курицы, цыплят, котят, кошки, вороны, щенков.
2. Нарисовать озеро и гнездо чибисов на заливном лугу.
3. Разучить песенку чибисов.
4. Инсценировать сказку или ее эпизоды.
Второй вариант работы со сказкой предполагает ознакомление со сказкой по частям на нескольких занятиях:
1. Жизнь чибисов на заливном лугу.
2. Встреча с курицей и цыплятами.
3. Игра в саду с котятами.
4. Знакомство со щенками.
5. Возвращение домой.
6. Итоговое занятие по всей сказке.
Работа со сказкой идет по частям с применением разных методов детской терапии:
– инсценировка эпизодов сказки;
– рисование по темам сказки;
– песочная терапия (изображение пейзажей сказки и расстановка героев с помощью фигурок птиц и животных);
– проигрывание эпизодов сказки с помощью кукол;
– разучивание песенки чибисов;
– театрализованное представление сказки.
В результате занятий по сказке дети получают новое знание о перелетных птицах и их жизни на примере чибисов, о привычках домашних птиц и животных, учатся знакомиться и вступать в диалог, приглашать к совместным играм, слушаться родителей.
Итогом работы со сказкой может быть театрализованное представление сказки на празднике в детском саду.
© 2022, Филонова Анастасия Викторовна 254