СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Методы воспитания – комплекс действий, направленный на достижение целей воспитания.
Формы воспитания – это способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся.
Средства воспитания – это конкретные мероприятия или формы воспитательной работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии и т.д.), деятельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады), а также наглядные пособия (кинодемонстрации, картины и т.д.), которые используются в процессе реализации того или иного метода.
Схема различных групп методов воспитания и их характеристика
Метод |
Определение понятия |
Функции метода (на что направлен) |
Сущность и психологическая основа действия метода |
Пед. выражение метода (форма, методика) |
Методы формирования сознания личности. |
Методы воздействия на интеллектуальную сферу личности для формирования взглядов, понятий, установок, суждений, оценок. |
Воздействие на сознание, чувства, волю воспитанников для объяснения и доказательства правильности или необходимости определенного поведения, норм и правил общения, отношение к окружающему миру и др. |
Основной задачей является не только объяснение существующих норм и правил общества, но и формирование положительного отношения к ним, желания принять и сделать их своими личностными убеждениями. |
Основными методами формирования сознания являются: Беседа; Лекция; Рассказ; Объяснение; Диспут; Пример; Внушение. |
Метод организации деятельности и поведения |
Это пути воздействия на предметно-практическую сферу личности, с целью закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения и нравственных мотиваций |
Направлены на отработку привычек поведения, которые должны стать нормой для личности воспитанника. Они воздействуют на предметно-практическую сферу и направлены на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность. |
Суть состоит в выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. Результатом выступают устойчивые качества личности – навыки и привычки. Для их успешного формирования упражняться надо начинать как можно раньше, поскольку чем моложе личность, тем быстрее укореняются в ней привычки. |
Упражнение, поручение, приучение, требование; |
Методы стимулирования поведения и деятельности. |
Методы воздействия на мотивационную сферу личности, направленные на побуждение воспитанников к улучшению своего поведения, развитие у них положительной мотивации поведения. |
Эти методы помогают человеку сформировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей и выбору соответствующих им целей. |
Данные методы воздействуют на волевую сферу: способствуют развитию инициативы, уверенности в своих силах; настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели, умения владеть собой (выдержка, самообладание), а также навыков самостоятельного поведения. |
Игра, соревнование, наказание, поощрение; |
Методы контроля и самоконтроля в воспитании. |
Пути получения информации об эффективности воспитательных воздействий и взаимодействия. |
Данная группа методов направлена на оценку эффективности воспитательного процесса, т. е. на изучение деятельности и поведения воспитанников педагогом (методы контроля) и на познание воспитанниками самих себя (методы самоконтроля). |
а) педагогическое наблюдение за учениками; б) беседы, направленные на выявление воспитанности; в) опросы (анкетные, устные и т. п.); г) анализ результатов общественно полезной деятельности, деятельности органов ученического самоуправления; д) создание педагогических ситуаций для изучения поведения воспитанников. |
© 2022, Васюнькина Елена Александровна 279