СКОЛЬКО СТОИТ ОБУЧЕНИЕ 3D АНИМАЦИИ
НУРЛАН МАДИЕВ
Когда я написал, что занятие 3D анимацией дело весьма затратное, меня начали спрашивать, насколько оно затратное? В данной заметке постараюсь ответить, почему оно затратное и как сделать его прибыльным или менее затратным.
На мой взгляд, среди людей, занимающихся компьютерной 3D графикой, наиболее востребованными специалистами являются – дизайнеры и компоузеры. 3D аниматоры не входят в число востребованных профессий, особенно в Казахстане.
Дизайн интерьера
Минимальные требования к дизайнерам – это знание 3D Max и Photoshop.
Ландшафтный дизайн
Дизайнеры интерьеров и ландшафтные дизайнеры занимаются созданием интерьера комнаты или дизайном приусадебного участка.
Им анимация не нужна, на выходе их продукцией являются фотографии красивого, функционального, гармоничного и комфортного места для пребывания человека.
Мебель, материалы и текстуру они обычно берут готовые, их основная задача – так расположить предметы, и так подобрать цвета и установить свет, чтобы композиция получила наиболее выгодный и коммерчески привлекательный вид.
Некоторые работодатели требуют от дизайнеров базовое архитектурное образование.
В интернете довольно много курсов обучения интерьер дизайну и ландшафтному дизайну. Цена курса от $50 и выше. Работодатели предлагают специалистам $1500-$2000 в месяц.
Для дизайнеров, работающих на продавцов и производителей мебели, главное требование – это умение создавать красивые 3D модели мебели и вызывать желание у покупателей приобрести ее.
Для работы же web-дизайнером требуется умение делать флэш-анимацию и делать красивые и удобные сайты (курс флэш-анимации можно приобрести за $20).
Зарплата зависит от региона, поэтому лучше смотреть ее в headhunter.ru, в основном - около $500.
Компоузеры занимаются монтажом многослойных изображений, как отснятых, так и созданных в компьютере, включая наложение спецэффектов. Как минимум, от них требуется знание программы Adobe After Effects или Nuke. Желательно виртуозное владение всеми приемами анимации. От компоузера зависит окончательный вид фильма, часто на их плечи ложится устранение всех огрехов работы операторов и аниматоров. Как правило, они – самые высокооплачиваемые 3D специалисты. Судя по объявлениям, зарплата у специалистов $4000-$7000 и выше (в зависимости от региона). Обучающий курс стоит от $300, особенно для Nuke.
Есть еще моделлеры – люди создающие трехмерные модели людей, животных, чудовищ, ландшафта, машин и других предметов. В любом 3D редакторе можно сотворить всё, что угодно, но для художников и скульпторов безусловным стандартом для органики (люди, животные, чудовища) является программа ZBrush.
В нижнем ряду слева направо примеры низко полигональной и высоко полигональной модели.
В нем создаются высоко детализированные и фотореалистичные статуэтки, но они еще не готовы для анимации. Статуэтки (3D объекты) могут состоять из сотни миллионов полигонов, но для анимации желательно, чтобы объект имел порядка 200 000 полигонов.
Пример высоко полигональной модели, сделанной в ZBrush
Чем меньше полигонов, тем хуже (менее фотореалистична) картинка, но тем быстрее производится обработка картинки в компьютере. В секунде 30 картинок (кадров), в минуте 1800 картинок, в 10 минутном мультфильме – 18 000 картинок.
Компьютер просчитывает отражение света от каждого полигона
Если картинка обсчитывается в компьютере всего за час, то это 18 000 часов, или 750 дней (более двух лет) непрерывной работы компьютера.
У дизайнеров картинка может обсчитываться неделю, но им достаточно одной картинки. Поэтому аниматоры прибегают к различным ухищрениям, чтобы как можно быстрее обсчитывать кадры мультфильма. Одно из них – это работа с низко полигональными моделями.
В интернете много бесплатных обучающих курсов по работе с ZBrush.
Кроме ZBrush, наиболее известные программы, где применяется скульптинг – это Mudbox, 3D Coat, MODO, Blender…
В интернет-магазинах, торгующих 3D виртуальными предметами, продаются не только готовые к анимации модели, но и части для них: прически, обувь, одежда, аксессуары, шляпы, макияж, татуировки, шрамы, раны, синяки и следы избиения и т.п.
Моделлеры, если не работают на игровые компании или не заняты в кино, выставляют свои работы в интернете, и наиболее успешные зарабатывают в среднем $15 000 в месяц. Минимальные требования – наличие фантазии и умения хоть чуть-чуть рисовать.
К моделлерам можно отнести и тех, кто создает одежду для виртуальных персонажей. Наиболее известные программы – это Marvelous Designer и CLO3D.
Специалисты по созданию виртуальной одеждам востребованы не только в анимации, но и в кино, рекламе, в компаниях по выпуску готовой одежды.
Для исторических фильмов нередко требуется более сотни различных нарядов.
Очень часто одежда должна быть высоко детализирована, потому что героя показывают крупным планом, и при этом она должна соблюдать законы физики: быть подверженной воздействию ветра, учитывать вес материала, трение, гравитацию, инерцию…
До недавнего времени не могло быть и речи о создании мультфильмов в режиме реального времени, ведь обсчет одного кадра занимал десятки минут. Но такая потребность была. В первую очередь, со стороны режиссеров игровых фильмов.
Моделирую процесс, который будет на съемочной площадке, режиссер с оператором могли проигрывать различные способы построения мизансцены, установки света, и выбрать наиболее оптимальные ракурсы, схемы перемещения и переключения камер. По словам Тимура Бекмамбетова это позволяет им экономить порядка 30% бюджета фильма. Если бюджет $100 миллионов, то экономия получается солидная.
Одной из таких программ, позволяющих создавать анимацию в режиме реального времени, является программа iClone.
У нее нет своего 3D редактора, объекты для анимации нужно приобретать либо у самой компании, либо создавать и импортировать низко полигональные объекты из других программ (3В Max, Maya, Blender, Modo, DAZ3D, ZBrush…). Раньше владельцы программы iClone могли договориться, кто какую программу купит, а потом обменяться ими. Начиная с шестой версии, это становится практически невозможным. Более того, компания разработчик требует покупать у нее лицензии на экспорт ее объектов в другие 3D программы анимации, как например, 3D Max, Blender… Это создает определенные неудобства для изучающих программу iClone. Так, например, моя библиотека 3D объектов, купленных у этой компании, превышает 100 Гб (свыше $7500), но я не могу ее передать другим пользователям программы. Поэтому, там, где это возможно, я предлагаю работать на пятой версии программы и переходить к шестой только в тех случаях, когда задуманное невозможно сделать в пятой.
Режиссеру мультипликационных фильмов такие программы, как iClone, позволяют создавать черновые варианты будущей картины, делать более качественные и многовариантные раскадровки, что, в конечном итоге, помогает лучше понять, как должен выглядеть фильм.
Неофициальным стандартом программы для анимации считается Maya. Одним из факторов, повлиявших на это, является наличие в нем встроенного языка программирования MEL, который позволяет режиссерам крупных студий анимации творить без оглядки на возможности программы, если программисты могут реализовать их замыслы.
Стоимость таких программ, как 3D Max или Maya, составляет порядка $3500 (без стоимости плагинов, а их требуется десятки: для спецэффектов, для рендеринга, для анимации и т.д.). Поэтому неудивительно, что конкуренцию им смогла создать бесплатная программа Blender.
Благодаря тому, что улучшением программы занимаются тысячи специалистов по всему миру, Blender за довольно короткое время довольно заметно потеснил своих именитых конкурентов, в первую очередь, за счет того, что практически не уступает, а кое в чем и превосходит их в качестве, удобстве и скорости. Кроме того, в Blender есть встроенный язык Python, позволяющий создавать аддоны (приложения) и улучшать программу. В отличие от своих конкурентов, в Blender есть русский язык, что несомненно делает ее еще более привлекательной для новичков. Бесплатную программу Blender можно скачать с: https://www.blender.org/download/
Для русскоязычных пользователей есть сайты на русском языке, например: http://www.3d-blender.ru/p/3d-blend.
Я разместил книги и видео учебник на русском языке по Blender: https://yadi.sk/d/YYqUU4yNpKv4U
Компьютерные программы быстро устаревают, а каждая новая версия требует всё более совершенное железо. На сегодня стандартное требование любой программы (кроме Blender и ZBrush) это ОЗУ 16-32 Гб, SSD диск на 256-512 Гб, хард-диск на 2-4 Тб, Intel Core i7, видеокарта NVIDEA серии не ниже 900, а лучше NVIDEA GeForce GTX 1080, один или два монитора Full HD или RETINA и графический планшет класса Wacom. Минимальная стоимость железа $1800-$2000.
Теперь, допустим, у вас есть графический компьютер, 3D редактор, но самому делать всё от травы, деревьев, облаков до машин, мебели, людей и одежды – это всей жизни не хватит, да и нет гарантии, что у вас всё получится так, как бы вы хотели. Остается – воспользоваться тем, что создали другие, а это значит покупать, обмениваться, искать и еще раз платить.
Возможно, кое-что придется видоизменить, поправить или добавить, это нормально.
Кроме 3D объектов нужны еще базовые движения для некоторых из них. Так, бег лошади отличается от бега кошки или собаки, не говоря уже о том, что он отличается от бега человека, да и бег мужчины отличается от бега женщины. Если вы хотите, чтобы эти движения выглядели естественно на экране, их следует так же приобрести. Выше приведены цены продукции для iClone, уже готовые к анимации. Если вы будете приобретать вещи или движения сторонних производителей, то их придется еще адаптировать. На это может уйти от нескольких часов, до нескольких дней. Как уже было указано выше, чтобы импортировать объекты и движения из iClone в другие программы, нужно приобретать на это лицензию у фирмы разработчика, отдельно на человека, отдельно на прическу, на одежду и т.п. Но и в этом случае, понадобится адаптация импортированной продукции.
Анимация в одиночку не делается, слишком это затратное дело, да и долгое. В Голливуде средняя стоимость одной СЕКУНДЫ анимации составляет $27 000.
Прежде, чем приступить к изучению 3D компьютерной графики, решите для себя, чем именно вы хотите заниматься. Если дизайном, изготовлением 3D моделей, одежды, то изучать анимацию вам, пожалуй, ни к чему. Если компоузингом, изготовлением спецэффектов (взрывы, разрушения, пожары, наводнения, нетрадиционное поведение материалов, моделирование различных природных катаклизмов на земле и в космосе), компьютерными играми или мультипликацией… - то вам следует объединиться со своими единомышленниками и быть готовым к невостребованному творчеству.
Якутские братья миллионеры Ушницкие
Средняя зарплата 3D аниматоров в цивилизованных странах - $7 000 в месяц. Детям нравятся компьютерные игры и анимация. Занимаясь изготовлением собственных мультиков, они могут незаметно для себя приобрести профессию еще до окончания школы, которая может пригодиться им в жизни, хотя бы для общения со своими детьми. Между тем фантазии подростков способны приносить миллионы, ведь стали же два якутских 12 летних мальчика миллионерами, придумывая компьютерные игры (http://secretmag.ru/longread/2015/0.), а миллиардер Элон Маски свою первую компьютерную игру тоже продал в 12 лет (http://dknews.kz/igra-kotoruyu-e-lo.).