СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Словарная работа осуществляется по типу подачи активной лексики, характерной иностранной методике. На каждом уроке, исходя из лексического минимума, подаются слова активной лексики параллельно с пассивной лексикой.
Сначала надо определить, что такое активная или пассивная лексика. Активная лексика-это слова, значение которых должен знать ученик, употреблять в речи повседневно в той или иной сфере общения. Пассивная лексика-это слова, лексическое значение которых понимается в общем виде, редко употребляется в речи.
Обогащение словарного запаса направлено на то, чтобы ученик при порождении речи владел свободной речью для уточнения мысли. Обогащение словаря происходит через введение в языковое сознание тематических групп слов, синонимических рядов (в том числе включающих и фразеологизмы), антонимических пар, что позволяют сделать выбор необходимой единицы. Главный аспект работы по обогащению словарного запаса учащихся - работа над значением и употреблением слова. Значение конкретных слов объясняется иллюстративным методом, а значение абстрактных понятий объясняется через указание на ситуацию, в которой данный признак проявляется (например: радость – это когда встретились друзья)
Лексический минимум предусматривает следующую дозировку слов на каждом уроке:
2-4-классы-2- 4 слов;
5-7 классы-5-6 слов;
8-9 классы-7-8 слов;
9-10-11 классы-9-10 слов активной лексики.
По окончанию базового образования лексический минимум составит 5000 усвоенных единиц, что позволяют свободно общаться на русском, при условии, если этапы работы над словарём будут соблюдаться на каждом уроке. Нужно при этом помнить:
1. Каждое «активное» слово должно прозвучать на уроке не менее 14-16 раз.
2. Работа, начатая по лексике в начале урока, должна продолжаться до окончания урока.
3. Слово по себе, как лексическая единица, не учит учащихся говорению, и поэтому оно должно подаваться во фразе или контексте.
4. Учитель обязан следить за пополнением минимума, осуществлять контроль над усвоенной лексикой, знать все приёмы работы и не смешивать этапы, которые должны выдерживаться в процессе ведения урока.
5. Работа, начатая по обогащению словарного запаса на уроках литературного чтения, продолжается на уроках русского языка.
Чтобы ученики навсегда усвоили изучаемую лексику, нужно помнить методику проведения словарной работы.
В методике проведения словарной работы на уроке
существует 3 этапа работы над лексикой.
1-этап: Подача новых слов.
Она состоит из приёмов работы учителя. (При этом нужно помнить то, что пока этот этап не будет осуществлён, ко 2-этапу не переходить)
Приёмы работ следующие:
10. Составление рассказа с гнездом слов активной лексики (он может быть тематическим или ситуативным).
11. Проговаривание перед чтением текста 1-го задания, находящегося под текстом. (Прежде чем, как ознакомиться с текстом, нужно дать установку: «Прочитайте или прослушайте текст и скажите, о чём говорится в нём»).
12. Выделение активной лексики из контекста. (Выделяется целое предложение из контекста с новым словом).
13. Использование активной лексики при пересказе текста.
14. Усвоение лексики при помощи наглядных пособий: картин, рисунков, схем, вещей, предметов, ситуаций, образов-символов.
15. Активная лексика подаётся через ТСО со всеми видами упражнений закрепительной лексики.
Из всех предложенных выше 15 приёмов работы на 1 урок подаётся 5-6 приёмов работы учителя, то есть указанные приёмы чередуются.
2 – этап: Закрепление новой лексики.
К нему нужно переходить только после первого этапа. Этому этапу работы соответствуют все приёмы работы 1-этапа, которые должны вызвать ответный вид деятельности учащихся.
3-этап: Контроль над усвоенной лексикой.
Этот этап осуществляется на последующих уроках. Виды работы следующие:
Начинается она с варианта родного языка с переводом на русский, с обязательным включением в рассказ.
Методика проведения словарного диктанта:
Диктанты проверяются. Если все ученики справились с заданием, то можно поставить оценки не выборочно, а целой группе. В таком случае в журнале необходимо записать в графе «что пройдено» «словарный диктант».
Абдувагапова Розия – учительница русского языка школы № 29 Гиждуванского района Бухарской области.
© 2020, Абдувагапова Розия Равуповна 327