СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложности проведения занятий по адаптивной физической культуре с детьми с овз в условиях общеобразовательного учреждения в сельской местности

Нажмите, чтобы узнать подробности

На основании Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ на территории Российской Федерации закреплено право каждого человека на получение образования. В законе «Об образовании» так же указано, что получить образование могут все дети, вне зависимости от ограничений возможностей их здоровья. Реализация этого права реализуется в общеобразовательных учреждениях посредствам инклюзивного образования [4].

Инклюзивное образование - организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах. В таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку [1].

Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья закреплена в Федеральных законах, разработаны методические рекомендации, проведена колоссальная работа по созданию «доступной образовательной среды» практически во всех образовательных учреждениях, как в городах, так и в сельской местности.

В своей статье мы хотим обратить внимание на трудности, с которыми сталкиваются учителя физической культуры, работающие в сельских школах.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия, которые обуславливаются диагнозом.

Очень важным направлением в работе с этой категорией детей является ее коррекционно-компенсаторная сторона, в том числе и процесса физического воспитания. Школьники с ОВЗ нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей таких детей являются главным условием подготовки его к жизни. Эффективность физических упражнений для коррекции нарушений моторики и недостатков физического развития подчеркивается в работах многих ученых (П.П. Павлов, П.Ф. Лесгафт, В.В. Ториневский, Л.В. Запорожец и др.) [3].

Адаптивная физическая культура позволяет вести коррекционную работу системно. Она включает в себя различные мероприятия, направленные на исправление недостатков в развитии человека, является основой социальной реабилитации.

Коррекция или по возможности устранение двигательных нарушений способствует развитию аналитико-синтетической функции коры головного мозга, интеллекта человека. Развитие моторики влияет как на развитие психики, так и на состояние вегетативных функций. Учитывая эту закономерность с помощью изменения физического состояния моторного анализатора и его локомоторного аппарата, можно направленно влиять на деятельность различных систем организма, высшие психические функции, на функции анализаторов [1].

В сельских школах, удаленных от больших городов, ответственность за качественное проведение коррекционной работы в направлении физической подготовки зачастую полностью ложится на учителя физической культуры образовательного учреждения, так как по близости нет специализированных реабилитационных центров, узконаправленных специалистов.

Целью адаптивной физической культуры является: формирование потребностей занятий физическими упражнениями, укрепление здоровья, повышение трудоспособности, интеллектуальное, психическое развитие. Поэтому регулярные занятия для таких детей являются жизненно необходимыми [2].

Для проведения занятий по адаптивной физической культуре необходимо использование большой группы специальных дополнительных средств, без которых занятия с лицами, имеющими определенные отклонения в состоянии здоровья, в том числе с инвалидами, вообще невозможны.

Зачастую в школьных спортзалах общеобразовательных учреждений такого инвентаря нет. Проведение эффективной работы становится невозможной. Эту проблему можно решить, включив в программы различного уровня по модернизации спортивных залов специальное оборудование для занятий детей с ОВЗ. Нет необходимости оснащать им все школы сразу, а ориентироваться на конкретные запросы. Появился в школе ребенок с ДЦП, должно появиться и специальное оборудование для занятий адаптивной физической культурой.

Все педагоги образовательных учреждений регулярно проходят курсы повышения квалификации по реализации инклюзивного образования. Проходят их и учителя физической культуры, но мы хотим отметить, что наряду с ними необходимо проводить и практико – ориентированную курсовую подготовку педагогов, направленную на конкретный запрос, например, проведение занятий по адаптивной физической культуре с ребенком с синдромом Дауна. В ходе прохождения курсов учитель физической культуры должен получить не только основные сведения о физиологических особенностях ребенка с конкретным заболеванием, но и получить практический навык по проведению занятий, которые смогут обеспечить коррекционную работу по физическому направлению.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. В эту группу входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития. Эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. В заключении хотим отметить, что правильная организация педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках физической культуры способствует развитию и совершенствованию не только их двигательной активности, но и социальной реабилитации или абилитации. Что, в конечном итоге, обеспечивает интенсивную и устойчивую позитивную динамику развития личности детей.

14.07.2022 21:04


Рекомендуем курсы ПК и ПП