СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Снегурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В. М. Васнецов «Снегурочка» (1899)

Снегурочка – сказочный персонаж, внучка (по другой версии – дочка) Деда Мороза и неизменная его спутница. Её порой противоречивые образы можно найти и в литературе, и в музыке, и даже в истории. Кто же она на самом деле?

История о Снегурочке родилась от­носительно недавно в сравнении с дру­гими известными мифами, но при этом зимняя красавица вошла в сказочный пантеон наравне с другими героинями ми­ровой мифологии. Принято считать, что в народных преданиях история Снегуроч­ки связана с образом богини Костромы, чьё чучело когда-то сжигали на костре во имя грядущего обильного урожая. Ко­стромские поселяне верили, что в дрему­чем лесу живёт девушка Кумаха, которая в конце зимы насылает своих сестёр «лю­дей знобить, грешное тело мучить, белы кости крушить».

Бесспорно, образ Снегурочки – мута­ция многих дохристианских верований. Прежде всего это касается таких празд­ников, как Масленица, Красная горка, когда поселяне закликали-зазывали вес­ну и устраивали Ярилино гульбище. Все эти праздники объединяет обряд преда­ния огню (земле, воде) импровизирован­ного соломенного чучела-истукана. В ли­тературе образ снежной девочки встре­чается в народной сказке о Морозе и его дочке Снегурке. Она появляется из сне­га и целую зиму радует своего отца, гу­ляет и веселится. А вот с приходом вес­ны тает и исчезает. Сказки о прекрасной героине были исследованы известным фольклористом, историком и литературо­ведом Александром Николаевичем Афанасьевым во вто­ром томе его труда «Поэтические воззре­ния славян на природу» (1867).

Александр Николаевич Островский, очарованный образом нежной красавицы, в 1873 году написал пьесу «Снегурочка». Он объеди­нил старинные русские сказания о снеж­ной девушке, которая растаяла по вес­не, и другие фольклорные образы зимы. Дату выхода пьесы можно считать официальным днём рождения героини. Од­нако пьеса не имела успеха. Мир узнал о сказочной красавице благодаря гениальной опере Николая Андреевича Римского-Корсакова, поставленной в Мариинском театре (первая постановка состоялась 29 января (11февраля) 1882 года). Началось триум­фальное шествие снежной красавицы. Впервые в сарафане и с обручем на голо­ве Снегурочку изобразил Виктор Михайлович Васне­цов, создававший эскизы костюмов для оперы.

*

Николай Константинович Рерих разрабатывал ко­стюмы как для пьесы, так и для оперы, причём они имели такой успех у публики, что элементы костюмов вошли в моду.

Н. К. Рерих «Снегурочка и Лель» (1921)

После революции дуэт, состо­ящий из Деда Мороза и Снегурочки, впервые поя­вился в 1937 году на праздновании Ново­го года в Доме Союзов, и с тех пор пара стала неразлучной. Советская Снегуроч­ка во всём отличалась от прежней, пав­шей жертвой своей любви. Новая снеж­ная девушка была жизнерадостна, пол­нокровна и дышала оптимизмом. Однако и ей не удалось миновать репрессий: Сне­гурочка надолго пропадает. Её возвращение в мир произошло лишь в начале 1950-х благо­даря усилиям детских классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые пи­сали сценарии для кремлёвских ёлок. Ре­прессированная Снегурочка вновь обре­ла свою хрупкую красоту, её образ неж­но и тонко передала актриса Евгения Фи­лонова в фильме Павла Кадочникова (1968). В 1971 году история повторилась в филь­ме «Весенняя сказка», где нежную красавицу сыграла актриса Наталья Богунова.

Что касается статуса Снегурочки, невозможно точно сказать, когда она из дочки превратилась во внучку Деда Мороза. Да и не так уж это важно.

*

Александр Николаевич Островский (31 марта (12 апреля) 1823 – 2 (14) июня 1886)

Весеннюю сказку А. Н. Островского вы­соко оценили Иван Александрович Гончаров и Иван Сергеевич Тургенев, однако большинство со­временников отозвались о ней резко отрицательно. Драматурга упрека­ли за отход от социальных проблем и «прогрессивных идеалов».

Так, язвительный критик В. П. Буре­нин сетовал по поводу тяготения дра­матурга к фальшивым, «призрачно-бессмысленным» образам. В великом русском драматурге критика желала видеть прежде всего обличителя «тём­ного царства». Нет ничего удивитель­ного в том, что театральная постанов­ка «Снегурочки» московским Малым театром (11 мая 1873 г.) провалилась, несмотря на то что в спектакле была задействована вся труппа, а музыку напи­сал сам Пётр Ильич Чайковский! Мало того, в спектакле было немало диковинок: дви­жущиеся облака, подсветки, фонтаны, скрывающие исчезновение «тающей» Снегурочки. Публика, как и критика, оказалась не готова к поэтическому пи­руэту автора «Грозы» и «Пучины».

Лишь в начале XX века замысел А. Н. Островского был оценен. Выдающийся театральный педагог, актёр и режиссёр Александр Павлович Ленский замечал, что А. Н. Островский мог бы переполнить сказку «родной» чертовщиной, но он на­меренно экономил фантастические эле­менты для того, чтобы феерия не засло­нила другого, более сложного и важного элемента – поэтического.

*

В конце 1960-х годов известный советский актёр Павел Петрович Кадочников, меч­тавший экранизировать пьесу А. Н. Островского, наконец смог осуществить своё намерение. Фильм вошёл в классику мирового кинематографа как самое лучшее прочтение известной сказки. На экраны картина вышла в 1970 году.

Вдохновлённый пером А. Н. Островского и музыкой Н. А. Римского-Корсакова, П. П. Кадочников приступил к делу. Пьесу не­обходимо было адаптировать, к чему он привлёк актёра Леонида Соломо­новича Любашевского, отличавшего­ся недюжинным писательским даром (автор 11 пьес, 3 из которых посвящены А. С. Пушкину). Когда сценарий был го­тов, на реке Мере возвели палаты царя Берендея – настоящий сказочный горо­док. Некоторые сцены снимали в музее-заповеднике Александра Николаевича Островско­го «Щёлыково». Когда съёмки были за­вершены, декорации решили не разбирать, переместили их в Кострому, где до сих пор горожан и гостей города ра­дует парк «Берендеевка».

Вопрос о том, кто будет играть Снегурочку, отпал, когда на съёмоч­ной площадке появилась студентка Театрального училища им. Б. Щукина Ев­гения Филонова. Судьба у неё под стать героине. Их называли Женя и Жека. Поженились, когда она была на втором курсе, а он – на последнем. «Я был па­тологически влюблён: Женю называ­ли второй по красоте актрисой после Насти Вертинской, – вспоминал Евге­ний Филонов. – Если говорить начисто­ту, любовь была лишь с моей стороны: Женя позволяла себя любить. Во вре­мя съёмок «Снегурочки» она не «звездила», прекрасно понимала, что это временно. Так и получилось. В театре им. Гоголя главреж Женю репрессиро­вал, даже пытался выгнать из театра. Неприятности в театре совпали с лич­ными: мы развелись после 13 лет бра­ка». «Личная жизнь мамы – абсолютный слепок со «Снегурочки», – вспоминала дочь Марина. – В 40 лет к ней пришла новая любовь. Казалось, вот оно, сча­стье. Если бы только не маленькая, вро­де бы безболезненно перекатывающа­яся горошинка в груди. Спохватились слишком поздно.» Актрисы не стало под Новый, 1988 год.

Снегурочка (Ев­гения Филонова)

Снегурочка (Наталья Богунова)

* 30 января – День Деда Мороза и Снегурочки

*

См.:

Карта сайта

https://multiurok.ru/blog/karta-saita.html

Омский Левша издал 50-миллимеровую книгу изо льда

https://multiurok.ru/blog/omskii-levsha-izdal-50-millimerovuiu-knigu-izo-lda.html

1 января. Новый год

https://multiurok.ru/blog/1-ianvaria-novyi-ghod.html

Снегурочки в кино

https://multiurok.ru/blog/snegurochki-v-kino.html

Таинственная Снегурочка

https://multiurok.ru/blog/tainstvennaia-snegurochka.html

Категория: Всем учителям
30.01.2016 20:33


© 2016 1050

Рекомендуем курсы ПК и ПП