© 2016 1050
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В. М. Васнецов «Снегурочка» (1899)
Снегурочка – сказочный персонаж, внучка (по другой версии – дочка) Деда Мороза и неизменная его спутница. Её порой противоречивые образы можно найти и в литературе, и в музыке, и даже в истории. Кто же она на самом деле?
История о Снегурочке родилась относительно недавно в сравнении с другими известными мифами, но при этом зимняя красавица вошла в сказочный пантеон наравне с другими героинями мировой мифологии. Принято считать, что в народных преданиях история Снегурочки связана с образом богини Костромы, чьё чучело когда-то сжигали на костре во имя грядущего обильного урожая. Костромские поселяне верили, что в дремучем лесу живёт девушка Кумаха, которая в конце зимы насылает своих сестёр «людей знобить, грешное тело мучить, белы кости крушить».
Бесспорно, образ Снегурочки – мутация многих дохристианских верований. Прежде всего это касается таких праздников, как Масленица, Красная горка, когда поселяне закликали-зазывали весну и устраивали Ярилино гульбище. Все эти праздники объединяет обряд предания огню (земле, воде) импровизированного соломенного чучела-истукана. В литературе образ снежной девочки встречается в народной сказке о Морозе и его дочке Снегурке. Она появляется из снега и целую зиму радует своего отца, гуляет и веселится. А вот с приходом весны тает и исчезает. Сказки о прекрасной героине были исследованы известным фольклористом, историком и литературоведом Александром Николаевичем Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867).
Александр Николаевич Островский, очарованный образом нежной красавицы, в 1873 году написал пьесу «Снегурочка». Он объединил старинные русские сказания о снежной девушке, которая растаяла по весне, и другие фольклорные образы зимы. Дату выхода пьесы можно считать официальным днём рождения героини. Однако пьеса не имела успеха. Мир узнал о сказочной красавице благодаря гениальной опере Николая Андреевича Римского-Корсакова, поставленной в Мариинском театре (первая постановка состоялась 29 января (11февраля) 1882 года). Началось триумфальное шествие снежной красавицы. Впервые в сарафане и с обручем на голове Снегурочку изобразил Виктор Михайлович Васнецов, создававший эскизы костюмов для оперы.
*
Николай Константинович Рерих разрабатывал костюмы как для пьесы, так и для оперы, причём они имели такой успех у публики, что элементы костюмов вошли в моду.
Н. К. Рерих «Снегурочка и Лель» (1921)
После революции дуэт, состоящий из Деда Мороза и Снегурочки, впервые появился в 1937 году на праздновании Нового года в Доме Союзов, и с тех пор пара стала неразлучной. Советская Снегурочка во всём отличалась от прежней, павшей жертвой своей любви. Новая снежная девушка была жизнерадостна, полнокровна и дышала оптимизмом. Однако и ей не удалось миновать репрессий: Снегурочка надолго пропадает. Её возвращение в мир произошло лишь в начале 1950-х благодаря усилиям детских классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые писали сценарии для кремлёвских ёлок. Репрессированная Снегурочка вновь обрела свою хрупкую красоту, её образ нежно и тонко передала актриса Евгения Филонова в фильме Павла Кадочникова (1968). В 1971 году история повторилась в фильме «Весенняя сказка», где нежную красавицу сыграла актриса Наталья Богунова.
Что касается статуса Снегурочки, невозможно точно сказать, когда она из дочки превратилась во внучку Деда Мороза. Да и не так уж это важно.
*
Александр Николаевич Островский (31 марта (12 апреля) 1823 – 2 (14) июня 1886)
Весеннюю сказку А. Н. Островского высоко оценили Иван Александрович Гончаров и Иван Сергеевич Тургенев, однако большинство современников отозвались о ней резко отрицательно. Драматурга упрекали за отход от социальных проблем и «прогрессивных идеалов».
Так, язвительный критик В. П. Буренин сетовал по поводу тяготения драматурга к фальшивым, «призрачно-бессмысленным» образам. В великом русском драматурге критика желала видеть прежде всего обличителя «тёмного царства». Нет ничего удивительного в том, что театральная постановка «Снегурочки» московским Малым театром (11 мая 1873 г.) провалилась, несмотря на то что в спектакле была задействована вся труппа, а музыку написал сам Пётр Ильич Чайковский! Мало того, в спектакле было немало диковинок: движущиеся облака, подсветки, фонтаны, скрывающие исчезновение «тающей» Снегурочки. Публика, как и критика, оказалась не готова к поэтическому пируэту автора «Грозы» и «Пучины».
Лишь в начале XX века замысел А. Н. Островского был оценен. Выдающийся театральный педагог, актёр и режиссёр Александр Павлович Ленский замечал, что А. Н. Островский мог бы переполнить сказку «родной» чертовщиной, но он намеренно экономил фантастические элементы для того, чтобы феерия не заслонила другого, более сложного и важного элемента – поэтического.
*
В конце 1960-х годов известный советский актёр Павел Петрович Кадочников, мечтавший экранизировать пьесу А. Н. Островского, наконец смог осуществить своё намерение. Фильм вошёл в классику мирового кинематографа как самое лучшее прочтение известной сказки. На экраны картина вышла в 1970 году.
Вдохновлённый пером А. Н. Островского и музыкой Н. А. Римского-Корсакова, П. П. Кадочников приступил к делу. Пьесу необходимо было адаптировать, к чему он привлёк актёра Леонида Соломоновича Любашевского, отличавшегося недюжинным писательским даром (автор 11 пьес, 3 из которых посвящены А. С. Пушкину). Когда сценарий был готов, на реке Мере возвели палаты царя Берендея – настоящий сказочный городок. Некоторые сцены снимали в музее-заповеднике Александра Николаевича Островского «Щёлыково». Когда съёмки были завершены, декорации решили не разбирать, переместили их в Кострому, где до сих пор горожан и гостей города радует парк «Берендеевка».
Вопрос о том, кто будет играть Снегурочку, отпал, когда на съёмочной площадке появилась студентка Театрального училища им. Б. Щукина Евгения Филонова. Судьба у неё под стать героине. Их называли Женя и Жека. Поженились, когда она была на втором курсе, а он – на последнем. «Я был патологически влюблён: Женю называли второй по красоте актрисой после Насти Вертинской, – вспоминал Евгений Филонов. – Если говорить начистоту, любовь была лишь с моей стороны: Женя позволяла себя любить. Во время съёмок «Снегурочки» она не «звездила», прекрасно понимала, что это временно. Так и получилось. В театре им. Гоголя главреж Женю репрессировал, даже пытался выгнать из театра. Неприятности в театре совпали с личными: мы развелись после 13 лет брака». «Личная жизнь мамы – абсолютный слепок со «Снегурочки», – вспоминала дочь Марина. – В 40 лет к ней пришла новая любовь. Казалось, вот оно, счастье. Если бы только не маленькая, вроде бы безболезненно перекатывающаяся горошинка в груди. Спохватились слишком поздно.» Актрисы не стало под Новый, 1988 год.
Снегурочка (Евгения Филонова)
Снегурочка (Наталья Богунова)
* 30 января – День Деда Мороза и Снегурочки
*
См.:
Карта сайта
Омский Левша издал 50-миллимеровую книгу изо льда
1 января. Новый год
Снегурочки в кино
Таинственная Снегурочка
© 2016 1050