СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рождение комбинаторики в западноевропейской математике произошло в XVII веке благодаря работам Блеза Паскаля (1623— 1662) и Пьера Ферма (1601—1655), которые заинтересовались математическими аспектами азартных игр. Поэтому неудивительно, что ее развитие шло бок о бок с теорией вероятностей, которая изучает число возможных вариантов, представленных в том или ином случайном процессе. Укрепление комбинаторики как независимой ветви в математике обязано фундаментальным трудам Якоба Бернулли (1654—1705) и Вильгельма Лейбница (1646—1716), которые заложили теоретические основы теории вероятностей, определив для этого основные понятия комбинаторики. Лейбниц ввел термин «комбинаторика» в своей работе «Dissertatio de Arte Combinatoria» ("Об искусстве комбинаторики").
Сейчас рассмотрим несколько задач в которых применяется комбинаторика практически. В цветочном магазине есть пять видов цветов — скажем, розы, гвоздики, георгины, лилии и камелии, а нам необходимо купить букет из десяти цветов. Сколько у нас есть способов составления букета? Конечно, тут не важен порядок, нас интересует только какие цветы выбрать и сколько. Таким образом, речь идет о сочетании. Но в данном случае присутствует повторение, ведь никто не мешает составить букет хоть из 10 цветов одного вида, если этот вид нам особенно нравится.
Количество С’5,10 этих сочетаний с повторением пяти элементов, взятых из 10 по 10, решается путем перевода задачи к другим сочетаниям без повторений. Однако как нам узнать количество элементов, которое позволило бы выбрать эти равнозначные сочетания без повторения? Для этого надо сложить 5 и 10 и вычесть 1; элементы берутся из 10 по 10: С’5,10 = С’5+10-1,10 = С’14,10 = 1001. Итак, для числа С’m,n в сочетаниях с повторением m элементов, взятых из n по n: C′m,n=(m+n−1)!n!(n—1)!Cm,n′=(m+n−1)!n!(n—1)! И ещё одна головоломка. У нас имеется ряд из девяти шаров разных цветов: двух белых, трех синих и четырех красных. Сколько возможных комбинаций существует? Речь о перестановках, но о перестановках с повторением. Поскольку при смене места шаров одинакового цвета порядок не нарушается, то сокращается количество вариантов перестановок. Чтобы узнать число оставшихся возможностей, надо сосчитать число перестановок для девяти объектов и разделить его на перестановки из 2 элементов, из 3 и из 4: P9;2,3,4=P9P2⋅P3⋅P4=9!2!⋅3!⋅4!=1260P9;2,3,4=P9P2⋅P3⋅P4=9!2!⋅3!⋅4!=1260 Основное выражение таково: Pm;n,p,q=PmPn⋅Pp⋅PqPm;n,p,q=PmPn⋅Pp⋅Pq. И ещё есть много интересных задач, которые решаются с помощью комбинаторики.
© 2018, Курасова Татьяна Владимировна 484