СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
При реализации современной концепции личностно-ориентированной направленности в обучении и воспитании, считаю очень важным сочетание
индивидуальной и групповой форм организации деятельности учащихся. Нацеленность на возможную персональную линию успеха каждого не означает сегодня предпочтения индивидуальной работы (что невозможно при современной наполняемости классов), а предполагает технологии, использующие обе формы учебно-познавательной деятельности, педагогики сотрудничества.
Персональный успех зависит от способностей, реальных знаний и заинтересованности ученика, а влиять на развитие этих составляющих возможно при работе в группах,сочетая в различных формах с индивидуальной работой,строго дифференцируя помощь учителя.
В группах формируется доброжелательность, умение слушать, плодотворно сотрудничать. Кроме коррекции поведения, выработки определенных моральных качеств, терпимости к чужому мнению, т.е. воспитательной стороны процесса облегчается усвоение материала. Важно, чтобы обучение, «погруженное» в общение не означало «замещенное» общением.
Много лет назад, начиная работать в школе, я применяла при проверке знаний работу в группах по 3-5 человек. А сейчас считаю особенно актуальным групповую деятельность при усвоении нового материала. В усвоении кроме внешнего воздействия колоссальную роль имеет внутреннее умственное напряжение,при котором каждым должен быть пройден полный цикл от восприятия через осмысление,закрепление,применение, систематизацию к самоконтролю.
На первых уроках учебного года напоминаю учащимся пирамиду усвоения, давно построенную психологами.
лекции 5%
чтение 10%
аудиовизуальные 20%
демонстрации 30%
активное обучение 70%
изложение другим 90%
Групповую работу использую в разных вариантах.
Наиболее часто применяю работу в парах О О, когда каждый обучает соседа и обучается у него. В сильных классах более сложная схема вариационных и динамических пар.
Такт 1 Такт 2 Такт 3
Источником информации по выбору группы выступает учебник, таблица, муляжи, влажные препараты, кадры фрагменты диска «Кирилла и Мефодия». В сложных темах предшествует лекция учителя. Еще одной формой групповой работы является общее задание по оформлению результатов усвоения. Учитель меняет условия отчетности. Таким образом, дополняя друг друга разные формы организации позволяют достичь определенных успехов в создании микроклимата, комфортной атмосферы обучения.
При анонимном анкетировании 100 девятиклассников большинство на вопрос о том, что нравится и почему из форм организации, назвали работу в группах. Аргументы : «Легче запоминать, если рассказываешь кому-то», «работаем командой и это чувствуется», «нравится, когда один отвечает за других и все ему помогают», «есть возможность уяснить непонятное». Однако, несколько учеников назвали и в вопросе о неудачных формах этот же вид работы : «Трудно,когда перебивают другие», «неуютно,если в группу попали враги». Таким образом, требуется совершенствование групповой работы, большее внимание ее правилам ( «не критикуй, не перебивай, будь доброжелателен»)и подбору состава т.к. чаще используется « территориальный» принцип.
Одобрительную оценку в анкетах получило применение тестов как индивидуальной формы работы. Некоторые отмечают трудность тестирования. Здесь считаю важным дифференцировать по уровню сложности варианты, например в прилагаемых тестах по теме « Ткани» первый вариант значительно проще второго. По трудной теме «Нервная система» 5 вариантов тестов раздаю в группы на несколько минут для ознакомления и обсуждения особых сложностей, если таковые были, а лишь затем их распределяю для индивидуальной работы. Естественно, индивидуальная работа не ограничивалась на уроках тестированием, а предполагала и свободное изложение и другие задания открытого типа.
Соотношение индивидуальной и групповой учебно-познавательной деятельности может и должно варьировать,чтобы при сохранении системы в работе учителя и класса не было шаблонности и однотипности.
Сегодня перед школой стоит задача видеть в ученике субъект учения, воспитывать инициативу, самостоятельность, активность. В идеале для этого в школе будущего возможно создание индивидуальных «трасс» образования, что дает большие результаты. Но даже дифференцированный подход к групповой работе сдвиг в сторону диалогичности,педагогике сотрудничества позволяет делать шаги в этом направлении, создавая атмосферу в классе для персонального успеха, не забывая о коммуникативных компетентностях.
Интересно обратить внимание на формирование эмоциональной компетентности. Эмоциональная компетентность помогает понимать свои эмоции и чувства, других людей, а главное, правильно на них реагировать.
Обучение в сотрудничестве дает возможность быть открытыми друг к другу, обговаривать отличия, что так важно в обществе сегодня.
Литература:
Абасов З. «Дифференциация обучения : сущность и формы».-Журнал «Директор школы. Украина», 1999.
Конаржевский Ю.А. «Анализ урока».-М. Центр «Педагогический поиск»,2000.
Коротаева Е. «Погружение в общение».-Журнал «Директор школы.Украина»,2000.
Мягкова А.Н., Бровкина Е.И. «Организация учебной деятельности школьников на уроках биологии».-М. Просвещение,1988.
Чошанов М. «Малая группа в учебном процессе».-Журнал «Директор школы.Украины»,1999.
© 2015, Колесникер Светлана Ильинична 658