Этим летом я ездила отдыхать в Межъепархиальный православный летний детский лагерь, который каждый год организовывает «Поволжский Православный Институт имени святителя Алексия Московского».
Мы жили там в уютных деревянных домиках, где из окна виднелась матушка-Волга, а с другой стороны перед нами открывался густой зеленый лес.
Все братья и сестры жили по православному режиму: молились по утрам и вечерам. После зарядки и утреннего молитвенного правила мы отправлялись на завтрак, где благодарили Бога за посланный нам новый день и пищу. Также всякий отдыхающий в лагере содержал свой домик в чистоте и порядке, и поэтому после первого приема пищи наше жилье проверяли на чистоплотность хозяина. После уборки и дежурства в трапезной каждый отряд отправлялся на кружки различных направлений: религиозно-нравственное, туристско-краеведческое, военно-патриотическое, худо-жественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное – все эти разделы преподавались каждый день.
К религиозно-нравственному направлению относились уроки алтарного дела, церковного песнопения, изучение различных молитв. Эти занятия вели отец Алексий, отец Димитрий или матушка Юлия. На каждом молебне Псалтырь читали жители лагеря.
К следующему направлению относились открытые уроки по выживанию в критических ситуациях. Также мы знакомились с историей своей великой родины. На художественно-эстетических кружках изучали фольклорное, рукодельное, танцевальное направления, на спортивно-оздоровительном – устраивали спартакиады и просто занимались подвижными играми вместе с вожатыми, учителями и священниками.
Почти каждый вечер мы проводили вечёрки по старорусским традициям. Самым нарядным костюмом в этом лагере считался русский народный сарафан, а самыми распространенными танцами – кадриль, хоровод, вальс. Я на каждом празднике беззаботно кружилась в танце с человеком, с которым до начала вечеринки почти не была знакома. Все без исключения принимали участие в этих захватывающих праздниках, которые плавно перетекали в полдник и вечерний молебен. Наш день заканчивался «орлятским кругом», где каждый в отряде делился своими впечатлениями о прошедшем, и вечерним туалетом.
В один из дней, проведенных в лагере, мы устроили масштабный торжество – праздник Мирской яичницы. Её готовили на костре на огромной сковороде. Угощение состояло из яичницы и сосиски, которых хватило на всех. Всего наши повара пожарили около двухсот яиц и сосисок. Наша трапеза плавно перетекла во встречу заката на берегу Волги, что осталось в наших сердцах на долгие годы.
Выходные были для нас волшебными днями. В субботу после ужина все шли на исповедь, где с честностью рассказывали отцу Алексию и отцу Димитрию о всех свих совершенных доныне грехах. Перед таинством исповеди следовало просить прощения перед всеми, кого обидел, и прощать обидчиков. «Сбросить камень с души» желали все, и поэтому этот обряд продолжался до позднего вечера.
Воскресение было для меня и всего лагеря особенным днем. С вечера и до раннего утра нам не разрешалось ничего есть, так как нас ждал божественный обряд – причастие. Вместе с восходом солнца мы надевали русские народные сарафаны и шли в нашу походную церковь, где уже все было приготовлено для причащения жителей лагеря. Я и мои подруги приглашали на Божественную литургию своих родителей, чтобы они тоже почувствовали всё волшебство, присутствующее в нашем православном лагере. На каждый обряд приезжали специально приглашенные священники. Этот молебен длился особенно долго, но во время пения молитв я даже не замечала, как пролетает время. После этого все отряды отправлялись на чтение Псалтыря. Лагерь праздновал Божественную литургию красочно и весело – устраивались продолжительные вечёрки, на ужин нам давали любимое мороженое.
Весело и радостно были расписаны наши будни – в лагере всегда присутствовали известные гости, среди которых был известный ансамбль «Казачий круг» из Москвы. Федор и Наталья Скунцевы – участники ансамбля - учили девочек истинно казачьим песням и танцам, а Владимир Иванович показывал нашим парням по-настоящему мужской топот и могучие прыжки. Мне очень понравились вечёрки в сопровождении «Казачьего круга». Мы узнали очень много исконно русских игр, и оказалось, что они намного веселее, чем современные забавы. Все игры плавно перетекали в пляс, где наш второй отряд пытался перетанцевать старший первый. Между отрядами никогда не было соперничества, ведь лагерь сделал из нас не просто друзей, а братьев и сестёр.
Наш православный лагерь также посетил известный фольклорист и просто замечательный и веселый человек Илья Владимирович Ахрамеев. Меня очень удивило его одеяние: несмотря на зябкую погоду в лесу, он ходил в льняных рубахе и штанах, обязательно подпоясывался кушаком, надевал соломенную шляпу. На ногах, как ни странно, у Ильи Владимировича не было ничего - он предстал перед нами как настоящий русский мужик. Он прочитал нам лекции о наших народных инструментах, и каково было мое удивление, когда я узнала, что скрипка – это самый что ни на есть русский народный инструмент, нежели балалайка. Илья Владимирович помог мне освоить основы игры на балалайке, гуслях, кугиклах.
Когда он собирался уезжать, весь лагерь аплодировал ему стоя в трапезной, и Илья Владимирович пообещал нам, что приедет навестить нашу православную семью в следующем году.
Также в лагерь приезжала Елена Гавриловна Вакуленко, которая рассказывала нам о сложнейшей технике вышивки икон и вязании кружевных скатертей. Она показывала нам работы её мастериц, и они казались сказочными. Мы не могли поверить, что это сделано руками обычных женщин.
Мне и моим подругам очень понравилось отдыхать в Межъепархиальном детском православном лагере, пребывая там, мы оказались в сказочном древнерусском мире, где все люди переполнены добротой и пониманием. Это двухнедельное путешествие в прошлое очень сказалось на моем мировоззрении, и теперь я смотрю на вещи с более позитивной и правильной стороны. Я надеюсь, что поеду отдыхать в лагерь и на следующий год.