© 2025, Рижук Юлия Васильевна 193
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Содержание и методика внеурочной работы по изобразительному искусству
Внеурочная деятельность является составной частью учебно- воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Проводится по всем школьным предметам, не исключая предметы эстетического направления. Внеурочная деятельность по изобразительному искусству с начальных классов способствует формированию творческой личности, развитию интереса к искусству и способствует углублению и расширению знаний школьников на протяжении всего обучения в общеобразовательном учреждении.
Внеклассная и внешкольная работа преследует в основном те же задачи и цели, что и учебные занятия, но она помогает решать эти задачи шире и глубже, с привлечением нового материала, в более серьезной форме, с опорой на активный интерес учащихся, на их творческую инициативу.
Руководящая роль педагога сохраняется и во внеклассных занятиях. Педагог следит за работой учащихся и их общим развитием, направляет эту работу. Как в классе, так и вне класса он проводит эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства.
Внеклассную работу надо строить таким образом, чтобы дети продолжали развиваться, совершенствовали свое мастерство, чтобы изображения в детских рисунках были грамотные, реалистические. А грамотное, реалистическое рисование требует применения законов перспективы, соблюдения закономерностей светотени, правильного понимания конструктивного строения изображаемой натуры, знания законов цветоведения
Необходимо также убедить детей в процессе занятий, что искусство не забава, не развлечение, а серьезный труд, требующий усилий и приносящий большую радость. Учитель должен найти такие методы учебно-воспитательной работы, которые бы возбуждали у детей интерес к прекрасному, потребность к красоте, стремление жить и творить по законам красоты.
Для успешного руководства внеклассной работой необходимо заранее составить план всех мероприятий, наметить их тематику. Внеклассная работа преподавателя рисования согласовывается с классным руководителем и с учащимися. Необходимо также учитывать время внеклассных занятий, количество мероприятий и возрастные особенности учащихся.
Цель внеурочной деятельности по ИЗО:
Удовлетворение потребности учащихся в содержательном досуге, их участие в общественно полезной деятельности и самоуправлении.
. Направления внеурочной деятельности:
- спортивно-оздоровительное;
-социальное;
- общекультурное;
- духовно-нравственное
Виды внеурочной деятельности:
- познавательная деятельность;
- игровая деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- художественное творчество;
- досуговое общение;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- туристско-краеведческая деятельность;
- социальное творчество;
- трудовая деятельность.
Формы внеурочной деятельности
- Экскурсия;
- Лекция;
- Беседа;
- Домашнее рисование учащихся;
- Школьный вечер-концерт;
- Творческие мастерские;
- Мастер-класс;
- Доклады;
- Артстудия;
- Факультативные занятия;
- Интегрированные занятия;
- Занятия открытых мыслей;
- Занятие-экспедиция;
- Творческий десант;
оск
Принципы организации внеурочной деятельности по ИЗО в начальных классах
ости (фоне). По содержанию и функциям скульптуру подразделяют на - -Принцип добровольности;
- Принцип самостоятельности;
- Принцип занимательности.
Особенности в организации внеурочной деятельности по ИЗО.
На внеклассных занятиях по изобразительному искусству учащиеся имеют возможность работать с многообразными материалами (младшие школьники выполняют рисунки карандашом, углем, цветными карандашами, тушью, сангиной, пастелью, акварелью, гуашью, в линогравюре, монотипии; создают скульптуры из глины и пластилина; выполняют изделия из керамики и папье-маше.).
Кроме этого, занятия могут посещать и те школьники, которые интересуются исключительно теоретическим знаниям в области искусства (учащиеся, у которых возникают трудности при рисовании, посещают кружки, экскурсии, принимают участие в беседах и просмотрах кинофильмов по изобразительному искусству, обусловлено это интересом школьника к самому искусству, к его истории, определенному жанру).
Внеклассная работа по изобразительному искусству должна протекать в атмосфере художественной школы, где учащиеся будут рисовать на мольбертах, устраивать выставки своих работ, беседовать на темы искусства и тем самым развивать свои творческие способности.,
Педагогические условия в создании внеурочной деятельности по ИЗО
- формы и методы работы в кружках должны быть несколько иными, чем в классе, приближенными к художественной школе;
- воспитание у учащихся веры в свои силы, в свои творческие способности;
– целенаправленное, систематизированное использование искусствоведческих рассказов и бесед, активизирующих внимание младшего школьника, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость;
– применение на внеклассных занятиях разнообразных материалов и техник работы с ними;
– привлечение родителей к участию и помощи в организации внеклассной работы по изобразительному искусству.
ИЗОКРУЖОК
Кружок — наиболее распространенный вид внеклассной работы. Занятия изобразительным искусством в школьных кружках являются как бы продолжением классных занятий. Но кружковые занятия имеют свои особенности. Во-первых, это занятия для тех, кто серьезно интересуется изобразительным искусством и эти занятия являются для них в какой-то степени эстетической потребностью. Во-вторых, структура деятельности кружка отличается от классных уроков. На уроках учитель обязан изучать со школьниками определенные вопросы, предусмотренные школьной программой. Организация же работы кружка включает составление программы занятий с учетом склонностей и интересов учащихся разного возраста. Конечно, это не означает, что педагог должен давать детям лишь то, что они хотели бы получить. Здесь берутся во внимание и подготовленность по искусству каждого учащегося, и возможности кружка (обеспечение изобразительными материалами, наглядными пособиями и пр.). Вот почему составляется несколько вариантов программ, предусматривающих различные установки и характер деятельности.
Изокружки могут быть самые различные: рисунка и живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства, оформительского дела, линогравюры, керамики, юных искусствоведов, мозаики и т. д.
Задача учителя состоит в том, чтобы вовлечь в регулярную работу кружка как можно большее число учащихся. Знания и навыки, приобретенные в кружке, они применяют при оформлении стенгазеты, выполнении театральных декораций для школьной сцены, на занятиях по географии, естествознанию, истории, физике и т. д., при организации различных оформительских работ в своем классе.
Учитывая возрастные особенности учащихся, уровень их навыков, изокружки следует комплектовать по группам: в один кружок зачислять учащихся первого — третьего классов, в другой — четвертого — шестого классов, не более 10—15 человек в каждую группу.
Содержанием занятий кружка детей начальных классов может быть либо рисование, либо лепка и различные поделки декоративно прикладного характера, либо составление узоров для вышивок, тканей, бордюров.
Лепят дети из глины и пластилина. Вначале можно лепить с натуры простые по форме предметы: овощи, фрукты, посуду. Затем можно перейти к лепке с чучел птиц и животных и создавать художественные образы персонажи сказок и басен.
Для учащихся четвертого — шестого классов основным видом кружковых занятий должна быть работа с натуры (рисунок и живопись), которую следует увязывать с композиционной работой в области как тематического рисования, так и декоративного.
Успех работы изокружка зависит от увлеченности учителя, хорошей организации занятий, обеспечения необходимым инвентарем и натурным фондом, от регулярности занятий и их четкого планирования. При планировании работы необходимо учитывать число членов изокружка, количество часов, тематику заданий, их сложность, методику проведения занятий и организацию итоговых выставок.
Например, учитель в школе ведет кружок линогравюры или керамики. Подбирая тематику для индивидуальных работ детей, он должен учитывать и количество членов изокружка.
Планируя выполнение керамического панно с участием членов кружка, педагог должен определить объем работы, исходя из количества часов, которыми располагают учащиеся.
Педагог наметил выполнить несколько тематических работ, разбил ребят на подгруппы (творческие бригады) и обнаружил, что для одной из групп тематика задания оказалась очень сложной, — надо подобрать для них иное задание.
Группа ребят в изокружке подобралась очень подготовленная, и педагогу необходимо применить соответствующую методику работы с ними; отсюда и планирование учебного материала должно быть иным.
Организацию итоговых выставок педагог обычно планировал на конец учебного года, но данный состав кружка позволяет предусмотреть две итоговые выставки: зимнюю и весеннюю.
Помогает в работе и составление планов-конспектов по отдельным темам.
К началу каждого занятия необходимо заранее подготовить соответствующие объекты натурной постановки, муляжи или свежие плоды, подобрать их композиционно по окраске и величине, сообразуя с ними цвет драпировки, с тем чтобы в организационной части занятия установить натуру в короткий срок. Нужно обратить особое внимание на размещение учащихся по отношению к натуре, не допуская слишком близкого расстояния от нее.
Формы и методы работы в изокружках должны быть несколько иными, чем в классе, более приближенными к художественной школе. Например, если в классе на уроках рисования с натуры дети работали за партами, то в кружке надо познакомить школьников с методикой работы за мольбертом-хлопушкой или, в крайнем случае, на планшете, установленном на стуле. Следовательно, иными должны быть и использование материалов для рисования, и метод работы.
Поэтому при объяснении, например, задания по теме рисования с натуры (акварель) необходимо подробно изложить правила работы акварельными красками. На первых занятиях, когда учащиеся еще недостаточно усвоили технику акварельной живописи, покажем им весь ход построения рисунка и работы акварелью с помощью ранее подготовленных таблиц, изображающих несколько фаз: композиционное размещение рисунка на листе бумаги, постепенный ход построения линейного рисунка и работы акварелью.
При работе над выявлением объема и цветовой характеристики предметов приучаем детей правильно держать кисть, следить за обязательным предварительным разведением краски водой на блюдце или на кусочке бумаги, обращать внимание на подбор нужных тональностей и цветовых отношений при первой прокладке акварелью.
Первая прокладка поверхностей основными (локальными) цветами должна быть выполнена в силу освещенных мест, причем на самых светлых местах (на бликах) бумагу оставляют чистой.
Вторая прокладка лепит рельеф предметов, увязывает их цветовые соотношения с фоном и с той плоскостью, на которой предметы поставлены.
Третья (завершающая) прокладка объединяет все тональные отношения наложением полутонов, усилением теней собственных и падающих, выявляет объем предметов и дает характеристику их по цветам и материалам, фактуре.
При работе акварелью кисть должна быть обильно "напоена" разведенной краской. Прозрачность не будет достигнута при работе сухой кистью.
Руководя работой учащихся, надо не ограничиваться объяснениями, а больше показывать на практике, как работать кистью, как разводить краску, подбирать нужные тона и цвета. Желательно, чтобы на этих занятиях сам преподаватель выполнил в присутствии учащихся основной процесс работы над частью постановки.
Законченные работы полезно просмотреть коллективно, с тем чтобы учащиеся отметили достоинства и недостатки своих рисунков. В конце просмотра надо суммировать их высказывания и дать указания к исправлению рисунков.
Лучшие работы, выполненные учащимися на занятиях в изокружке, нужно отобрать для хранения в папке у преподавателя. В школьных кружках изобразительного искусства при комплектовании групп не следует разбивать детей по их художественной подготовке, так как это приведет к созданию нескольких параллельных групп.
Однако педагогу необходимо учитывать индивидуальные склонности и способности каждого члена кружка, помогая их развитию. Одновременно с учебной работой педагог ведет и большую воспитательную работу, в особенности в период организации и первых занятий кружка. Он должен объединить детей в единый коллектив, живущий общими интересами, с едиными творческими устремлениями.
Члены кружка выбирают старосту, который становится помощником учителя. Он следит за дисциплиной, за посещаемостью. Каждый поступивший в изокружок должен аккуратно посещать занятия, выполнять предусмотренные планом задания и разработанные кружком правила поведения, принимать активное участие в делах кружка, в общественной жизни школы.
Занятия изобразительным искусством в школьных кружках являются как бы продолжением классных занятий. Но кружковые занятия имеют свои особенности. Во-первых, это занятия для тех, кто серьезно интересуется изобразительным искусством и эти занятия являются для них в какой-то степени эстетической потребностью. Во-вторых, структура деятельности кружка отличается от классных уроков. Организация работы кружка включает составление программы занятий с учетом склонностей и интересов учащихся разного возраста.
В школьной практике широкое распространение получили кружки графики и живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства, оформительского дела, линогравюры, скульптуры, керамики, юных искусствоведов, мозаики, дизайна, искусства фотографии и т. д.
Основная цель кружков по изобразительному искусству – развитие художественных способностей школьников в процессе обучения средствам выразительности различных видов изобразительного искусства, формирование у учащихся эстетических потребностей, вкуса, воспитание интереса к искусству, понимания его роли в жизни народа.
Основные учебно-воспитательные задачи кружковой работы по изобразительному искусству:
воспитание у учащихся эмоционально-эстетическое отношения к предметам и явлениям окружающей действительности, к произведениям изобразительного искусства;
развитие художественных способностей каждого учащегося, исходя из его индивидуальных особенностей;
обучение рисованию с натуры, по памяти и по представлению, грамотно передавая особенности формы, конструктивного строения, пространственного расположения, светотени и цвета изображаемых объектов, изображению фигуры человека;
формирование у учащихся умения самостоятельно разработать и последовательно выполнить тематическую композицию;
воспитание у школьников стремления использовать полученные в кружке знания, умения и навыки в общественно полезной работе – оформлении стенных газет, школьных выставок, праздничных вечеров; обучение анализу произведений искусства.
Кружковая изобразительная деятельность – это процесс добровольной, осознанно целенаправленной, самодеятельной и творческой жизнедеятельности школьников, психолого-педагогическое руководство которой обеспечивается педагогическим коллективом.
Большинство заданий в кружке рассчитано на относительно длительное время – 3-6 часов. В кружках значительно шире применяются такие материалы, как гуашь, темпера, черная тушь, сангина, соус, пастель, уголь, мелки, пластилин, глина, соленое тесто, «пластика».
В начальных классах содержанием занятий кружка может быть либо рисование, либо лепка и различные поделки декоративно-прикладного характера, либо составление узоров для вышивок, тканей, бордюров.
Основным видом кружковых занятий для учащихся четвертого класса должна быть работа с натуры (рисунок и живопись), которую следует увязывать с композиционной работой в области как тематического рисования, так и декоративного.
Одним из важных видов занятий в кружках изобразительного искусства является ознакомление учащихся с выдающимися произведениями изобразительного искусства. В кружке педагог имеет возможность более подробно рассказать о демонстрируемом произведении, о творческом пути художника, шире привлечь для сравнения произведения мастеров живописи, графики, скульптуры.
Педагог, одновременно с учебной работой, ведет и большую воспитательную работу, в особенности в период организации и первых занятий кружка изобразительного искусства. Ему необходимо объединить детей в единый коллектив, живущий общими интересами, с едиными творческими устремлениями. Каждый учащийся, поступивший в кружок изобразительного искусства, должен аккуратно посещать занятия, выполнять предусмотренные планом задания и разработанные кружком правила поведения, принимать активное участие в делах кружка, в общественной жизни школы.
Кружковая деятельность дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Также, ребята приобретают навыки конструкторской, частично-поисковой деятельности, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Для проведения факультативных занятий предлагается руководствоваться учебными программами и учебно-методическими комплексами для учителя и учащегося, рекомендованными Научнометодическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь (www.adu.by / Педагогам / Учебно-методическое обеспечение дошкольного, общего среднего иС специального образования http://www.adu.by/ru/uchitelyu/uchebnometodicheskoe-obespechenie-doshkolnogo-obshchego-srednego-i-spetsialnogoobrazovaniya.html / Учебные программы факультативных занятий / Учебный предмет). Программы факультативных занятий для начальной школы можно посмотреть и скачать по адресу www.adu.by (/ Педагогам / Учебно методическое обеспечение дошкольного, общего среднего, специального образования http://www.adu.by/ru/uchitelyu/uchebno-metodicheskoeobespechenie-doshkolnogo-obshchego-srednego-i-spetsialnogo-obrazovaniya.html / Учебные программы факультативных занятий для І ступени общего среднего образования)
Факультативные занятия в I классе проводятся с 1 сентября. При оформлении страниц журнала, отведенных для записей факультативных занятий, указывается название факультативного занятия (с маленькой буквы, без кавычек), а не учебного предмета. Если в качестве названия факультатива используется цитата, то она пишется с большой буквы и заключается в кавычки.
В рамках расширенного изучения изобразительного искусства предлагаются следующие факультативные занятия:
• «В мире прекрасного (Азбука искусства)» (I класc);
• «Композиция» (II класc);
• «В мире цвета» (III класc);
• «Традиционные художественные техники» (IV класc); • «Живопись. Графика. Скульптура» (ІІ–ІІІ классы);
• «Лепка. 2–4 класс».
Областные и Минский городской институты развития образования могут дополнительно рекомендовать к использованию учебные программы факультативных занятий, раскрывающие исторические, географические, социально-экономические, культурные особенности региона.
Оценивание учащихся на факультативных занятиях по учебным предметам, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области изобразительного искусства, осуществляется на содержательно-оценочной основе (без выставления отметок).
Помимо факультативных занятий по изобразительному искусству учитель может организовать и вести кружки (объединения по интересам), где, как и на факультативных занятиях, могут присутствовать учащиеся из разных классов параллели, они могут быть одновозрастными и разновозрастными, а также могут создаваться для работы с переменным составом учащихся.
При организации внеурочной работы по изобразительному искусству учитель начальных классов должен отдавать преимущество методам, которые делают работу активной и интересной, вносят элементы игры и занимательности, проблемности и творчества.
© 2025, Рижук Юлия Васильевна 193