СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, потому что связана с игрой.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение. Дети немножко волшебники, они умеют менять мир по своему «хотению» и потом жить и действовать в воображаемом мире. Важно использовать всесильную детскую фантазию, направить ее в творческое русло. Театрализованная деятельность – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.
Советский психолог Л.С. Выготский писал: «Театрализация представляет собой распространенный вид детского творчества, который проявляется в самых разнообразных видах – и как сочинения, импровизирование коротких сценок, и как инсценирование готового литературного материала. Детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей».
В своей практике я использую элементы театрализации как при проведении развлекательных мероприятий и праздников, так и на основных занятиях, начиная с младшей группы. В процессе музыкального воспитания детей постепенно усложняю упражнения, выполняемые ребенком, что оказывает влияние на его реализацию в творческой сфере.
Работая с детьми, мы нередко замечаем, что некоторые дети скованны, не уверенны в правильности выбранных движений, им трудно совмещать речь и движения, плохо владеют мимикой, не выразительны. Именно театрализованная деятельность помогает детям избавиться от этих комплексов, раскрепоститься, развивает эмоциональность, выразительность, желание участвовать в театрализованных постановках.
В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное воспитание детей, которое способствует развитию навыков выразительной речи, пластики движений, пения, игры на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности.
По своей природе театральное искусство наиболее близко детской сюжетно-ролевой игре, игре-драматизации, как объединению музыкального движения, пения, игры на детских музыкальных инструментах, художественного слова, мимики и пантомимы как комплексное, совместное со взрослыми игровое действие детей. Работа в этом направлении с детьми начинается с принятия на себя игрового образа. Малыши с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса (как топает медведь, прыгает зайчик, рычит волк, бежит лисичка).
В отражении сказочных образов анализируем характер движения, интонацию: идет курочка или маленькие цыплята ( инсценирование песни «Цыплята»,муз. А Филиппенко); в домике живёт кошка или маленький котёнок (муз.-дидакт. игра «Чей домик?»; дует сильный ветер или слабый ветерок(упражнение «Ветерок и ветер»). Такие действия сопровождаются изобразительной музыкой, песенками, стихотворениями.
Когда я стала вводить в музыкальные занятия элементы игр-сказок и театрализованных сценок, то заметила, что дети стали меняться. Начала исчезать скованность, нерешительность, застенчивость. Во время театрализованных игр я старалась предоставить детям свободу в выборе движений для импровизации. Такая свобода благотворно влияла на развитие детской активности.
В первой младшей группе практически все занятия проходят с игрушкой. Дети выбирают себе любимую игрушку, например, мишку. Они с радостью приходят к нему в «гости» ( в музыкальный зал); поют и танцуют для мишки, играют с ним.
Дети второй младшей группы смотрят драматизации, инсценировки в исполнении воспитателя и детей старшего возраста, ведь любая сказка, театрализованная игра – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Детей впечатляют небольшие сюжеты, показанные воспитателем, они с удовольствием выражают свои эмоции в двигательных образах – импровизируют под музыку.
Дети средней группы уже способны следить за сюжетом, включаться в действие, воплощаться в образ, у них активно проявляется воображение и творчество, что дает возможность от игры-драматизации перейти к театрализованному представлению. Развивать творческие способности можно на хорошо знакомых сказках, известных детям, в том числе и русских народных. Народное творчество близко детям, потому что оно связывает с укладом их жизни, с родной природой.
В старшем возрасте в драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребёнка гораздо сильнее, чем результат. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, внимание, память и др. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, участвуя в театрализованных играх.
Дети подготовительных групп уже способны разыгрывать спектакли. Так, например, сюжеты сказок включаем в содержание праздничных утренников. Приведу пример новогодних утренников. «Магазин игрушек», по мотивам сказок «Снежная
королева» и «Щелкунчик» по праву можно считать полноценными театрализованными представлениями.
В этих постановках использовались все виды детской музыкально-художественной деятельности: дети исполняли как хоровые, ансамблевые, так и сольные песни, играли на музыкальных инструментах, танцевали Все эти элементы, объединенные единым сюжетом, позволили детям осознать, что театральное искусство способно соединить разные жанры в единое целое.
Наблюдая за детьми, мы заметили, как год от года они всё ярче проявляли свои способности кто-то в пении, кто-то в танцах, кто-то в декламации, а кто-то в игре на музыкальных инструментах. В зависимости от интересов детей, их индивидуальных наклонностей, я объединяла их в малые группы при подготовке театральных постановок для тематических праздников и утренников.
Мною было отмечено, что театрализация помогает нам раскрыть индивидуальные особенности ребенка, его способности, интеллект, развить эмоциональную сферу, его талант, это и оказывает большое влияние на формирование творческой личности дошкольника. Если в начале работы с детьми их творческое воображение порождало лишь некоторые идеи и сценические образы, то затем детям уже удается справиться с реализацией всего творческого замысла. Театрализованная деятельность способствует повышению самооценки детей, их уверенности в своих силах, развитию образного мышления, фантазии и воображения, а так же умения передавать характеры персонажей в пластике движений, в словесном творчестве, элементарном музицировании.
Таким образом, мы на практике еще раз убедились в том, что использование различных видов театрализованной деятельности и на сегодняшний день актуально, необходимо в работе с дошкольниками по художественно-эстетическому развитию и оказывает особое влияние на познание ребенком окружающего мира.
Список литературы
-80%
© 2022, Гривко Наталья Николаевна 257