© 2020, Кортелев Игорь Васильевич 449
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В методическом пособии A.A.Остапец-Свешникова (1995) туристско-краеведческая деятельность определяется, как комплексное средство всестороннего развития подрастающего поколения в активном познании и доступном улучшении окружающего мира и самих себя в циклах туристско-краеведческих путешествий.
В.М.Куликов, Ю.С.Константинов (2001) туристско-краеведческую деятельность учащихся, включают в понятие «школьный туризм» и рассматривают её в рамках учебных программ организуемых школой и внешкольными учреждениями в целях обеспечения педагогически целесообразного использования их внеурочного времени.
Туристско-краеведческую деятельность, по мнению Б.П.Пангелова (2010) можно рассматривать как объективную потребность общества, связывать учебно-воспитательный процесс с актуальными вопросами формирования и воспитания здорового, закаленного человека, патриота своей страны, доброго, вдумчивого, не безразличного к окружающим, ответственного, способного к созерцанию прекрасного в природе и её сохранению.
Наиболее значимым мы считаем, определение В.С.Макеевой (2012), которая характеризует туристско-краеведческую деятельность как важное средство физического воспитания детей, сочетающее в себе элементы морально-нравственного, трудового и эстетического воспитания.
Туристско-краеведческая деятельность развивает познавательные интересы, использование краеведческого материала помогает лучшему усвоению учебных предметов, и способствует практическому применению приобретенных знаний. На сегодняшний день школа рассматривает туристско-краеведческую деятельность как «образовательное и воспитательное средство», выделив, в первую очередь, ее обучающую функцию, основу которой составляет краеведение. Школьное краеведение превратилось из методического приема в общепедагогический принцип, сущность которого состоит в установлении связи изучаемого школьного предмета со знаниями и навыками, приобретенными в результате практического исследования родного края. Осуществляя краеведческий принцип преподавания основ наук, учитель способствует перерастанию знаний учащихся в убеждения (Ю.С.Константинов,2009; М.И.Бакунина 2014, А.В.Бабкин,2008, Б.П.Пангелов, 2010). К тому же Н.И.Асташина (2014) описывает ориентирование туристско-краеведческой деятельность на создание условий для неформального общения учащихся класса и учебной параллели, что имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность.
Взаимосвязанное развитие краеведения и туризма, по мнению Б.П.Пангелова (2010) определяет суть и содержание туристско-краеведческой деятельности. Оно заключается в том, что образовательно-воспитательный комплекс знаний объединяет понятия «краеведение» и «туризм» как средство, помогающее реализовать оздоровительное направление и активно влияет на формирование здорового образа жизни и высоких моральных качеств человека.
По данным Ю.С.Константинова (2008), В.М.Куликова (1997), Б.П.Пангелова (2010), С.Г.Каячковой (2008) туристско-краеведческая деятельность предусматривает выполнение таких задач как, развитие волевых качества, умения принимать решения, брать на себя ответственность, познавательной активность, физической и психической выносливости, так же воспитанию чувства патриотизма, коллективизма, уважительного отношения к человеку и его труду, любви к родной стране, осуществить личностное развитие каждого ученика и научить рационально использовать природные богатства, следить за экологическим состоянием окружающей среды.
С учетом того, что туристско-краеведческая деятельность является не только способом проведения свободного времени, но и формой воспитательного воздействия на личность, Е.А.Ляшенко (2007), А.А.Остапец-Свешников (1995), Ю.С.Константинов (2006), Б.П.Пангелов (2010) выделяют различные ее функции:
1) воспитательная функция. Каждое туристское путешествие способствует формированию более демократичных, творческих взаимоотношений учителя и учеников, в становлении педагогики сотрудничества, воспитывает уважение к человеку и его труду, родному краю, учит уважительно относиться к традициям.
2) Развивающая функция. В процессе туристско-краеведческой деятельности происходит развитие познавательной активности, обеспечение возможности естественного самопознания.
3) Познавательная функция. Благодаря исследовательской деятельности ученики познают окружающий мир, получают знания о географии, постигают исторические, экологические особенности окружающей среды. Происходит накопление личного опыта, формирование мировоззрения.
4) Социализирующую функция. Туристско-краеведческая деятельность способствует приобретению детьми опыта самостоятельного социального действия.
5) Рекреационная функция. Туристские путешествия способствуют улучшению физического и психологического здоровья, восстанавливают живые силы человека.
Туристско-краеведческая деятельность, по словам Ю.С.Константинова (2011) является многоуровневой системой разнообразных видов совместной деятельности учащихся и взрослых. Её специфичными свойствами являются: передвижение в пространстве, активное взаимодействие с окружающим миром, высокая степень самодеятельности и познавательной активности участников, сочетание умственного и физического труда. По своему устройству туристско-краеведческая деятельность относится к массовым, максимально широким формам педагогически организованной деятельности, наиболее гибким и разнообразным по вариантам ее использования».
Таким образом, туристско-краеведческая деятельность представляет собой систему многообразных средств и форм, влияющих на гармоничное воспитание и физическое развитие детей. Она имеет целевую направленность на расширение кругозора, укрепление здоровья, развитие нравственных качеств, уважение к культурным, духовно-нравственным ценностям, сохранение природного богатства страны. То есть туристско-краеведческая деятельность может являться важнейшим средством всестороннего образования, в котором возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.
© 2020, Кортелев Игорь Васильевич 449