СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Педагогическая гостинная «Сохранение и укрепление здоровья воспитанников с использованием здоровьесберегающих технологий в условиях введения ФГОС»
I. Требования ФГОС к уcловиям сохранения и укрепления здоровья воспитанников
На современном этапе развития дошкольного образования мы работаем в рамках внедрения Федерального государственного стандарта дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10. 2013 г. № 1155). Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
В Стандарте учитываются:
Стандарт направлен на решение следующих задач:
Характеристика образовательной области:
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
II. Характеристика здоровьесберегающих технологий.
Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов. Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьясбережения.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приёмов, методов, подходов к решению возникающих проблем.
На современном этапе развития общества в ДОУ уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьёзной задачей является обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни как собственной, так и других людей.
Здоровьесберегащая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегашие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Среди здоровьесберегающихтехнологий, применяемых в системе образования Н. К. Смирнов, кандидат медицинских наук, доктор психологии, профессор.выделяет несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.
1. Медико-гигиенические технологии.
2.Физкультурно-оздоровительные технологии.
3.Экологические здоровьесберегающие технологии.
4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.
5. 3доровьесберегающие образовательные технологии.
1. Медико-гигиенические технологии (МГТ).
К МГТ относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет организует проведение прививок, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению воспитанников и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья детей, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы. Участие врача или медицинской сестры необходимо при проведении психолого-педагогических консилиумов, на которых решаются вопросы, касающиеся отдельных воспитанников с проблемами здоровья. Создание в ДОУ стоматологического, физиотерапевтического и других медицинских кабинетов для оказания каждодневной помощи и школьникам, и педагогам, проведение занятий лечебной физической культуры, организация фитобаров и т.п. - тоже элементы этой технологии.
2.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового. Реализуются на занятиях физической культуры обучение плаванию, и в работе спортивных секций и кружков.
3.Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В саду это - и обустройство территории, и зеленые растения в группах, и участие в природоохранных мероприятиях.
4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранение жизни – требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий.
5. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы:
- организационно-педагогические технологии, определяющие структуру образовательного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;
- психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога, воздействием, которое он оказывает на воспитанников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;
- учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни,предупреждению вредных привычек.
- социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья воспитанников, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только дошкольников, но и их родителей, а также педагогов;
- лечебно-оздоровительные технологии составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья детей.
Здоровьесберегающие технологии представляют собой взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды. Это система мер, которая направлена на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения. Под здоровьем ребёнка понимается не просто отсутствие болезней, а полное физическое, психическое и социальное благополучие. Если ребёнок здоровый, то он активный.
III. Из опыта работы МАДОУ
Сейчас я предлагаю Вам немножко размяться и поиграть и снять напряжение для активации внимания.
Игра энергизатор направленная на решение учебных задач:
«Зайцы» Участники образуют пары и встают лицом друг к другу. Каждый участник в паре по очереди называет число от 0 до 5. Например 2 и 3. Потом в уме вычисляют сумму чисел и не договариваясь прыгают столько раз? Молодцы попрыгали, размяли и мышцы и разум.
Я хочу с Вами поделиться опытом работы нашего ДОУ. Перед коллективом нашего детского сада поставлена задача целенаправленно работать над созданием оптимальных условий, обеспечивающих формирование у детей и их родителей осознания значимости сохранения собственного здоровья через реализацию оздоровительного, воспитательного и образовательного направлений физической культуры, учитывая индивидуальные способности каждого ребенка. Главное для работников детского сада - обеспечить ребенку счастливое детство как самого ценного периода развития. Чтобы дети были счастливыми, они обязательно должны быть здоровыми, поэтому работа нашего коллектива по сохранению и укреплению здоровья детей - это не дань моде, а настоящая необходимость. Философия нашего детского сада: «Физические качества детей будут эффективно развиваться, а здоровье сохраняться и укрепляться при условии интеграции образовательной и оздоровительной деятельности с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий».
Ни одна система, направленная на сохранение и развитие здоровья детей, не может дать полноценных результатов, если в этом направлении работает только один специалист, например медицинский работник или педагог. Чтобы добиться конкретных результатов, необходимо взаимодействие, интеграция специалистов: медработников, педагогов, инструкторов по физической культуре, психолога с обязательным вовлечением в этот процесс семьи.
Созданное, таким образом, детско-взрослое сообщество может дать положительные результаты в процессе оздоровления детей.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий стала приоритетным направлением в деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения. Одной из серьезных, пока до конца не решенных задач, является подготовка педагогов к работе по внедрению здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью (Смирнов Н.К.). Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих. Коллектив дошкольного учреждения прежде всего:
-изучил особенности физкультурно - оздоровительной работы. - внедрил в работу ДОУ здоровьесберегающие технологии и методики.
-разработал и апробировал систему по физкультурно-оздоровительной работе в дошкольном учреждении.
-осуществляет личностно-ориентированный подход к детям в процессе физкультурно-оздоровительной работы.
Для обеспечения полноценного своевременного развития детей, сохранения и укрепления физического здоровья, профилактики заболеваний, физического развития и оздоровления воспитанников используемтакие здоровьесберегающие технологии:
«Развивающая педагогика оздоровления» В.Т.Кудрявцев,Б.Б.Егоров- реализует принцип развивающего обучения в области физического воспитания дошкольников, направлена на развитие двигательной активности детей. В ней изложены новые идеи двигательной активности и оздоровительной работы, приведены разнообразные полезные упражнения и увлекательные оздоровительные игры. Здоровый ребёнок есть эталон и практически достижимая норма детского развития - таково кредо этой технологии. «Развивающая педагогика оздоровления» в нашем дошкольном учреждении используется с 2003г., принята на Совете педагогов протокол №1 от 23.09.2003г. Педагогами используются обще развивающие упражнения с элементами перевоплощения, музыкально - ритмические упражнения, задания на развитие мимики и артикуляции, элементы психогимнастики, упражнения на развитие мелких мышц рук, ряд игр и упражнений для профилактики плоскостопия, также упражнения для формирования и коррекции осанки, дыхательные и звуковые упражнения. Инструктором по физической культуре данная технология используется с целью отработки основных видов движений: ходьба, бег, лазанье, бросание, метание,
«Гимнастика маленьких волшебников» С. В. Хрущёв - данная технологияпредставляет разнообразные нетрадиционные методы и формы работы по сохранению и укреплению здоровья детей и по профилактике заболеваний. Мы используем гимнастику после сна с элементами йоги; дыхательную и звуковую гимнастики; игры, для улучшения самочувствия у детей, склонных к частым простудным заболеваниям; игры серии «Лечимся сами».
«Аромотерапия» по В.А.Иванченко - с целью понижения заболеваемости, повышения защитных сил детского организма, профилактики респираторных заболеваний используем элементы аромотерапии. Это эксперимент, на данный момент технология используется в двух группах. Поступая в дошкольное учреждение, ребёнок оказывается в стрессовой ситуации. Именно в этот период в первой младшей группе мы начали применять аромотерапию. Используя эфирные масла аниса, укропа, розмарина мы заметили, что малыши стали более спокойными, уменьшилась плаксивость, улучшился аппетит. Используя травяные подушечки в спальне, наши дети лучше засыпают и сон более спокойный. Для профилактики респираторных заболеваний используем эфирные масла, обладающие противовоспалительным действием, это масла эвкалипта, шалфея.
«Здоровый ребёнок» Змановский - социально-оздоровительная технологияоздоровления детей посредством организации физкультурных занятий на улице, также набором разнообразных закаливающих и оздоровительных мероприятий. Эта технология внедрена в работу нашего дошкольного учреждения с 1998г. Мы используем некоторые виды закаливающих процедур (обширное умывание: лица, шеи, рук до локтей; босохождение; полоскание рта), оздоровительный бег.
«Дыхательная гимнастика» А.Н. Стрельниковой - технология направлена навосстановление правильного дыхания. В ней представлен разнообразный арсенал упражнений и игр в этом направлении.
«Играйте на здоровье!» Л.Н. Волошина - технология физического воспитания детей5-7 лет, основана на использовании подвижных игр с элементами спорта, разработана в целях оптимизации деятельности педагогов по обучению старших дошкольников элементам спортивных игр и упражнений, достижения «запаса прочности» здоровья у детей, развития их двигательных способностей, улучшения физической подготовленности. Технология «Играйте на здоровье!» Л.Н.Волошина используется с 2004г. инструктором по физической культуре. Данная технология внедрена с целью обучения старших дошкольников элементам спортивных игр и упражнений с мячом и достижения положительных результатов укрепления здоровья детей.
Одним из методов укрепления соматического, физического и психоэмоционального здоровья воспитанников являются использование энергизаторов. В одну из таких игр мы с Вами недавно играли. Использование энергизаторов способствует совершенствованию функционального состояния костно-мышечной системы, органов дыхания, сердечно-сосудистой и нервной систем детского организма, развиваются ловкость, быстрота; развивается чувство ритма и памяти, умение согласовывать движения с речью; создается атмосфера игры; достигается ребенком состояние радости и успеха.
Энергизаторы - в отличие от физкультминуток - это активный вид сознательной инициативной деятельности педагога и детей, направленный на достижение трех целей:
Энергизаторы включают различные имитационные движения и упражнения общеразвивающего воздействия.
Выполняя энергизатор, у детей развивается интерес к двигательным действиям, делающим образовательный процесс более легким и плодотворным. Ребенок вовлекается в творческую деятельностьисостоятельно создает движения, основанные на его двигательном опыте.
Физические движения позволяют формировать правильное речевое дыхание, что обеспечивает речевое развитие дошкольников.
В нашем учреждении используются различные виды энергизаторов: для решения учебных задач, устранения утомления и отрицательных эмоций, развития взаимопомощи, стимуляции иммунной системы, снятия напряжения с глазных мышц, для развития речевого аппарата.
Далее я предлагаю Вам несколько наиболее часто используемых «энергизаторов» в нашем ДОУ (памятки).
IV. Рефлексия
А сейчас я предлагаю вам провести совместное обсуждение деятельности детско-взрослого сообщества по использованию форм работы здоровьесберегающих технологий.
В начале нашего методического объединения Вам были предложены жетоны 3-х цветов. Сейчас я предлагаю вам пересесть в соответствии с вашим жетоном:
Желтые жетоны – родители
Красные жетоны – администрации МДОУ
Синие жетоны – привлеченные организации.
Участники делятся на 3 группы:
Родители;
Администрация МАДОУ;
Привлеченные организации.
Вопрос: какие формы работы по здоровьесбережению Вы относите к себе (например, как к родителю). И предлагаю Вам ответить на 3 вопроса:
«Могу использовать»
«Могу участвовать»
«Могу содействовать»
Пример - форма работы «прогулка»:
Родители «проведения прогулок с семьей, расчистка снега, создание снежных фигур».
Администрация МДОУ «обеспечение безопасности проведения прогулок. Обеспечение выносным материалом».
Привлеченные организации «расчистка снега на участках. Спонсорская помощь в приобретении спортивного оборудования».
Формы работы по здоровьесбережению:
Таким образом мы с вами сейчас подчеркнули тот факт что здоровьесберегающие технологии представляют собой взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды и обязательное взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Заключение
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – основная задача дошкольных учреждений. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству уделяется огромное внимание уже в дошкольном детстве, когда у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Литература
1. Антонова Л. Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях
2. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства
3. Волошина Л. Будущий воспитатель и культура здоровья
4. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб.заведений
5. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений.
6. Дьяченко Л. П. Система релаксационных упражнений для детей дошкольного возраста
7. Е. Железнова. Пальчиковые игры.
9. Н. И. Крылова. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия
10. Иванищина. О. Н. Гимнастика маленьких волшебников
11. Кириллова.Ю.А. Подвижные игры как один из видов технологий сохранения и стимулирования здоровья.
12. Маталыгина.О.А. Движение и здоровье
13.Михеева Е. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
14. Мухина В. С. Психология дошкольника. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. училищ. Под. Ред. Л. А. Венгера. М., « Просвещение», 1975. 239 с. с ил.
15. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей: / С.Чубарова, Г.Козловская, В.Еремеева. // Развитие личности. - № 2 – с.171-187.
16. Основы дошкольной педагогики / Под. ред. А.В.Запорожца.,Т.А.Марковой. – М.: Педагогика, 1980. – 272 с.
17. Теория и практика обеспечения психологического здоровья детей в образовании / А. В. Шувалов. – М.: АПКиПРО, 2004. – 36 с.
18. Терновская С. А., Теплякова Л. А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении
19. Т. Г. Карепова. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы
© 2017, Павловец Светлана Викторовна 2926