СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Здравствуйте, мои дорогие читатели. Вот мы и встретились с вами в новом 2022 году. Сегодня мне захотелось поговорить с вами о соотношении литературы и математики. Вы спросите- как это может происходить? И я отвечу- речь сегодня пойдёт о стихотворных размерах. Итак. Наш эпиграф.«Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить…»
А. С. Пушкин «Евгений Онегин».
«Высокой страсти не имея» имеется в виду страсть к литературе, слово «звуки» употреблено в значении «поэзия».
Язык литературы — слово. Слово — это музыка, потому что состоит из звуков, интонации и ритма. Музыка окружает нас повсюду. Шум дождя и шелест листьев, капель, тающий снег, шаги и вздохи — всё это музыка. Литература, как и музыка, развёртывается во времени. Чтобы подсчитывать, измерять и описывать те отношения, в которых находятся элементы музыкального, литературного языка, их структуру и порядок, нужна математика. Без подсчёта соотношения частей к целому, количества повторов, элементов внутри целого и прочего, невозможно определить форму, жанр произведения и, конечно же, стихотворный размер — это определенная организация литературного произведения во времени. Он является таким же средством изобразительности и выразительности, как и метафора, эпитет, гипербола и так далее, однако не всегда осознаётся так же явно.
Литература эмоциональна не только потому, что изображает эмоции и чувства, но и потому, что формирует их; выражает через значение и звучание. Аллитерации и ассонансы — это средства выразительности, передающие особую интонацию, звучание произведения; размер стихотворения — это ритм и темп.
Ритм — это значимая часть искусства, мироощущения. Ударные инструменты — самые древние, и чувство ритма очень важно в восприятии нами окружающей действительности, связей и отношений. Теперь попробуем воссоздать эти самые ритмы — стихотворные размеры.
Математика — язык описания, формальный язык, следовательно, она понадобится только для создания схем, моделей, структур стихотворных размеров, описания их взаимосвязей, но ни в коем случае не для их воссоздания. Для воссоздания нам понадобятся музыка и слово.
Попробуем отстучать ритмический рисунок следующих стихотворений. Ударение — это падение, удар, хлопок; его отсутствие — подъём, взлёт; их сочетание равно одному шагу, который в одной строке может повторяться несколько раз.
В литературе существуюет пять основных стихотворных размеров: два из них являются двухсложными размерами, три — трехсложными. Отличаются они количеством слогов в стопе. К двусложным относятся хорей и ямб. Для хорея характерно ударение на первом слоге, для ямба — на втором. К трехсложным относятся дактиль, амфибрахий, анапест. У дактиля ударения падают на первый слог, у амфибрахия — на второй, у анапеста — на третий. Чтобы определить размер стихотворения, сперва надо разобраться, что такое стопа. Итак. Стопа. Что это такое?
«Я вас любил: любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем».
А. С. Пушкин «Я Вас любил…»
Безударный — ударный, безударный — ударный. И так по пять раз в каждой строке. Одна строка — пять одинаковых шагов. Такой шаг в стиховедении называется «стопа». Стопа — это определённая комбинация ударных слогов и безударных слогов, структурная единица стиха.
Ямб. Знакомимся с этим стихотворным размером.
… Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, —
Как слёзы первыя любви!.
— А. А. Блок «Россия»
Тут падение и взлёт чередуются друг с другом через раз, начиная с подъёма; шаг такого стиха подобен шагу хромающего человека, который, легко подняв одну ногу, тяжело обрушивается на другую. Отсюда ощущение неустойчивости, сбитого ритма, и даже некоторой плаксивости, своего рода мольбы, жалости, неуверенности с одной стороны, и трепета, восторженности, взволнованности, неуравновешенности — с другой. Этот хромой шаг и есть определение ямба (безударный — ударный). Хорей. Разрешите представить.
«Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…»
А. С. Пушкин «Зимний вечер»
Здесь по очереди идёт падения и взлета, чередование ударных и безударных, как в ямбе, происходит через раз, однако шаг начинается сразу с удара: тяжёлый спуск и затем подъём (ударный — безударный соответственно). Это — хорей. Он волевой и решительный, похож на революционера, бунтаря.
Дактиль. Знакомьтесь. Раз-два-три, раз-два-три, раз-два-три — кружение. Первый полный уверенный шаг и вслед за ним — два легких, воздушных. Раз-два-три, раз-два-три, раз-два-три — это танец, вальс.
«Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную…»
М. Ю. Лермонтов «Тучи»
Постоянно повторяющийся танец, которому нет ни начала, ни конца. Кружащийся, зацикленный, кольцевой — это дактиль (ударный — безударный — безударный): «Вырыта дактилем яма глубокая».
Название слова «дактиль» произошло от греческого «dáktylos», что в переводе означает «палец». В дактилической стопе три слога, а в пальце — три фаланги (логично!). Говорят, дактилем любил разговаривать бог Дионис, но мы вряд ли об этом узнаем.
И его величество Амфибрахий. Смещенный акцент; вальс со сломанной ногой — жалостливый и порывистый, пытающийся выбраться из капкана, он ноет и всё же пытается взлететь; в отличие от ямба, который заканчивает свой шаг падением, амфибрахий после грузного приземления находит в себе силы подняться.
«Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи —
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои»
(безударный — ударный — безударный)
А теперь приглашаю вас, мои дорогие читатели, взлететь…Нужен разгон. Трамплин. Вот он. Анапест.
«О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!»
— А. А. Блок «О, весна без конца и без краю…»
Два порывистых легких шага, бег взахлеб и — падение, земля.
Два порывистых шага, разгон и — падение, земля.
Два порывистых прыжка и — удар.
Анапест, волевой, порывистый, разгоняющийся и пытающийся взлететь, оторваться. Безударный — безударный — ударный.
А теперь знакомимся с брахиколоном.
Брахиколон — это капли воды, методично капающие из-под крана или с крыши. Кап. Кап. Кап. Брахиколон — это гимн одиночества, статичности:
«Лоб — Мел.
Бел Гроб.
Спел Поп.
Сноп Стрел — День Свят!
Склеп Слеп. Тень — В ад!»
— В. Ходасевич «Лоб — Мел…»
Брахиколон — само напряжение, что не удивительно, так как он не имеет ни одного безударного звука. Вообще. Благодаря стихотворному размеру автор может выразить чувства, эмоции, смыслы, которые передаются в произведении через ритм. Приведенные выше стихотворные размеры — не все. Дорогие мои читатели, об остальных стихотворных размерах мы поговорим позже. Очень надеюсь, что тема единства математики и литературы вас заинтересовала. В заключении предлагаю вам памятку для определения стихотворного размера. Ведь теория без практики мертва.
© 2022, Дзюба Татьяна Владимировна 217