СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рассмотрим составление образно-наглядной структурно-логической схемы на примере романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Прочитав произведение, для построения структурно-логической схемы необходимо выявить алгоритм, который будет строиться на основе художественного образа или символа в причинно-следственной связи понятий, суждений, умозаключений по заданной проблеме исследования.
Булгакова интересует, прежде всего, метафизический человек, потому проблематика романа строится на триаде «БОГ – ЧЕЛОВЕК -САТАНА», и это определяет взаимоотношение смысловых и художественных структур произведения.
Уже в первой главе «На Патриарших» сформулирован главный экзистенциальный вопрос романа — о бытии Бога, а также о соотношении функций Бога и дьявола в космическом миропорядке.
Образ, наиболее подходящий для создания структурно-логической схемы, - круг. КРУГ — первичный символ единства и бесконечности, знак абсолюта и совершенства. Как бесконечная линия, круг символизирует время в вечности, «метафизический круг истины». Можно использовать для построения структурно-логической схемы треугольник и квадрат как символы. В христианстве треугольник - это символ всевидящего ока Бога. Квадрат считается низшим по отношению к кругу, и потому был принят в христианстве как символ земли и земной жизни. Круг внутри квадрата понимался как символ божественной «искры» внутри материальной оболочки.
Таким образом, символика фигур-образов, которую мы выбрали для построения схемы, напрямую соотносится со смысловой структурой романа «Мастер и Маргарита», ведь Булгаков обращает взор читателя к метафизическому кругу истины, то есть призывает познать Бога, проанализировав все происходящее с героями и Россией в романе.
Структурно-логическая схема представлена в виде круга как духовного символа жизни-смерти, в котором пребывает бессмертная душа человека. В круг вписан квадрат, разделенный на 3 треугольника: бежевый, голубой и серый.
На пересечении диагоналей квадрата – Воланд - смысловой узел композиции произведения, поэтому его имя находится в центре, Замысел Воланда /сатаны/ – увести человека от Бога хитро, представ при этом перед миром поборником справедливости, борцом за истину, «СПАСИТЕЛЕМ НАОБОРОТ». Роман о Понтии Пилате, созданный мастером, становится не чем иным, как ЕВАНГЕЛИЕМ ОТ САТАНЫ. Рукопись спасена Воландом не случайно, ибо «черная месса» должна иметь текст-антипод Евангелию, которым и становится роман мастера. Воланд как персонаж имеет непосредственное отношение как к событиям, происходящим в Москве, так и к произведению мастера, роману о Понтии Пилате, то есть анти-Евангелию. М.А.Булгаков делает Воланда вторым рассказчиком: именно Воланд знакомит читателя с романом о Понтии Пилате (глава «На Патриарших»), что доказывает прямую причастность сатаны к созданию анти-Евангелия. И это важно: писатель Булгаков разъясняет нам, что в творческий процесс при поврежденности человеческого духа может вторгнуться бесовская сила. Неслучайно мастер в приступе страха сжигает роман и потом с ужасом внимает словам Воланда, когда тот его возвращает: «Рукописи не горят!». Радуется, заметим, данному событию только Маргарита.
Структурно-логическая схема демонстрирует логику происходящего в романе Булгакова. Рассмотрим цифры и фигуры.
Бал у Воланда – это кульминационный эпизод романа. Такой бал («черная месса» сатаны) требует предварительной подготовки: нужна королева бала, прошедшая строгий ритуал отречения от Бога, и анти-евангелие (извращенное евангелие как атрибут кощунства над верой в Господа). Воланд имеет вескую причину прибыть в Москву, а Москва конца 20-хгг – начала 30 гг.- серьезное основание для принятия дьявола, так как главный храм - Храм Христа Спасителя - взорван, а горожане стали атеистами и воинствующе отрекаются от Бога, вознося на Него хулу (поэма о Христе И.Бездомного, разговор о Боге «На Патриарших»). Булгаков обозначает время действия – весна, предпасхальные дни. Бал у Воланда – своеобразная «черная месса», т.е. кощунственное извращение смысла Божественной литургии. Пасха – праздник воскресения Иисуса Христа.
Причастность Воланда к созданию романа о Понтии Пилате, встрече мастера и Маргариты, событиям в предпасхальные дни в Москве обозначена стрелками.
© 2017, Митяев Игорь Иванович 487