СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Определяясь с темой доклада, прежде всего важно выяснить, а что такое сотрудничество? Толковый словарь нам дает следующие определения:
Сотрудничество - в психологическом смысле: позитивное взаимодействие, в котором цели и интересы участников совпадают либо достижение целей одних участников возможно только через обеспечение интересов и устремлений других его участников (Косолапов Н.А., с.106); Сотрудничество - стремление человека к согласованной, слаженной работе с людьми, готовность поддержать и оказывать им помощь. Способность людей вместе работать для достижения общих целей. (Психологический словарь).
То есть сотрудничество это - общие цели, общая деятельность, поддержка и взаимопомощь.
Поскольку многие выпускники школы, поступившие в профессиональные учебные заведения, не обладают сформированными в необходимой степени универсальными учебными умениями, решение этой проблемы выступает сегодня в качестве самостоятельной задачи профессионального образования. Основная задача классного руководителя – это помощь будущему специалисту в личностном и профессиональном росте. Студенческая группа (на первом этапе существования) – еще не коллектив, чтобы им стать группе потребуется от 6 месяцев до 1 года. Уже на первом этапе работы с группой необходимо создать в атмосферу сплоченности и доверия, раскрыть творческий потенциал участников, сформировать толерантное отношение ко всем членам группы. Задать ориентиры, утолить информационный голод и снять имеющееся напряжение. Необходимо пробудить в обучающихся группы любопытство, поэтому нельзя надолго откладывать начало практической работы. По мнению психологов, когда в группе создан комфортный микроклимат, ее участники обретают уверенность, стремятся учиться и творить.
В колледже на группе работают двое - классный руководитель и мастер производственного обучения. Очень важно чтобы между ними было понимание, общие цели, сотрудничество. Когда обучающиеся видят это в своих руководителях, то многие воспитательные задачи будут решены. Только при совместной деятельности классного руководителя, мастера производственного обучения и студента, будет ощутим результат работы. Обучающиеся группы многому учатся, наблюдая за классным руководителем и мастером производственного обучения и делая из этого выводы.
Начиная с первого курса нужно оказать студенту всестороннюю помощь в адаптации к студенческой жизни и дальнейшему его развитию и росту.
Во-первых, научить студентов учиться. Из опыта общения с первокурсниками: не умеют пользоваться библиотекой, не умеют записывать лекции, конспектировать литературу, готовиться к семинарам, планировать распорядок дня. Эффективным для решения данной проблемы, на наш взгляд, будет проведение личных бесед со студентами. Необходим индивидуальный подход к каждому студенту (обязательны доверительные, субъект - субъектные отношения). С этой целью в начале года, особенно в группе 1 курса провожу беседу о правилах внутреннего распорядка колледжа, знакомлю с новыми условиями обучения, провожу экскурсию по колледжу.
Во-вторых, необходимо на первых курсах пробудить интерес к учебе - раскрыть интересные стороны как отдельных предметов, так и будущей специальности. Поэтому первые классные часы проводятся с целью знакомства с выбранной профессией, мастер производственного обучения знакомит с мастерскими и изделиями выполненными старшекурсниками.
В-третьих, выявить неформальных и формальных лидеров, сплотить группу, создать в группе доброжелательные, дружеские отношения и благоприятный психологический климат. Что этому может помочь?
1. Доверие. Доверие – «магический» ключик», открывающий возможности живого обучения. Оно разрушает опасение быть осмеянным или остаться в изоляции. Доверие позволяет участникам открыться, показать свои истинные чувства и мысли. Дает мужество пойти на риск, попробовать применить новые приемы и идеи, зная, что другие члены групп готовы поддержать необычные реакции. Доверие позволяет преодолеть страх ошибок. Дает возможность вести себя естественно. Важно, чтобы студенты поверили своему классному руководителю и мастеру производственного обучения. Они должны стать примером. Необходимо обратить внимание, чтобы в группе не появились аутсайдеры, мнение меньшинства уважали, а скептиков воспринимали всерьез. Создавая атмосферу доверия, необходимо показать группе, что взрослые заинтересованы во мнении участников, готовы отойти на второй план. Это позволит создать группу с высоким чувством ответственности и самостоятельности.
2. Общение. Для достижения общей цели необходимо уметь находить общий язык, делиться опытом, выражать чувства, полемизировать. Общение - проводит в соответствие индивидуальные цели с групповыми. Коллективная работа означает нечто большее, чем просто способность действовать в группе. Необходимо, чтобы имелась некая задача, результат которой зависит от совместных действий, и общая цель, при которой успех каждого члена группы напрямую зависит от успеха действий всей команды. Важен способ общения. Юмор и тепло всегда более действенны, чем холодный деловой стиль. Если вы хотите открытости в общении, необходимо стать хорошим слушателем. Важно внимательно слушать, что говорят студенты, показать, что их вопросы, комментарии и предложения интересны. Прежде, чем начинать, нужно поинтересоваться, всем ли понятны правила. Нужно практиковать такой способ общения, которого от вас ждут. Важно показать обучающимся, что сотрудничество между всеми важно не только вам, но и им тоже.
Для создания атмосферы сотрудничества в группе необходимо:
- знать особенности состояния здоровья студентов, бытовых и семейных условий их жизнедеятельности;
- постоянно участвовать в жизни группы, обеспечивая защищенность интересов каждого;
- работать над созданием благоприятной атмосферы в группе, формированием коллектива, коммуникативных компетенций у студентов;
- постараться создать условия для максимального развития личности каждого студента;
- приобщать студентов к участию в творческой деятельности учебного заведения;
- способствовать формированию у студентов позитивного отношения к окружающей действительности;
- оказывать помощь в вопросах, связанных с организацией учебной деятельности;
- организовать индивидуальную работу со студентами, у которых возникают проблемы с адаптацией, и с теми, кто стремится к более глубокому изучению учебных дисциплин.
Наиболее распространенными формами взаимодействия классного руководителя и студентов являются: индивидуальные беседы, групповые собрания, заседания актива группы, информационные и тематические классные часы, участие в различных конкурсах и соревнованиях.
В начале первого курса мы с мастером производственного обучения посетили все квартиры не столько с целью обследования жилищных условий, сколько познакомиться с обучающимися их родителями. Создается общая картина об обучающихся.
При планировании мероприятий проводим опрос среди студентов группы, какие мероприятия они считают наиболее интересными. Подготовку к проведению классных часов начинаем с распределения (по желанию) вопросов, по обсуждаемой теме. Во время дискуссий задача классного руководителя научить студентов отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению других, анализировать плюсы и минусы. Спаянный дружный коллектив – большая удача, как для самих студентов, так и для классного руководителя.
При подготовке к каким либо конкурсам прошу студентов предложить свои варианты решения поставленных задач, предлагаю свои несколько вариантов на выбор. Нужно дать понять детям, что вы нуждаетесь в них, в их мнении также как и они.
Закончить хочу словами И.В. Гете: «Принято думать, что между крайними точками лежит истина. Никоим образом! Между ними лежит проблема». Если предположить что крайние точки - это педагог и студент, то пространство между ними и есть проблема, которую нужно решать. Нам представляется важным на первое место среди целей преподавательской деятельности поставить именно формирование благоприятных отношений и сплочение коллектива, потому что только в атмосфере сотрудничества и взаимопомощи можно достичь самораскрытия каждого члена коллектива. Состояние дискомфорта и высокого нервно-психического напряжения мешает свободной реализации творческого потенциала личности и формированию важных личностных качеств.
Список литературы.
Кривцун-Левшина Л.Н., Рудковский Э.И. «Социальный портрет студенческой молодёжи: культурно-ориентационный аспект». Методические рекомендации для кураторов студенческих академических групп.
Прищепа И.М. «Биоритмологическая активность организма человека» Учебно-методические материалы для кураторов студенческих групп.
Русецкий А.В., Русецкий Ю.А., Гащенко Л.А.«Теоретико-методологический анализ социализации современного студенчества.
© 2016, Малых Елена Аркадьевна 1398