СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Социализация как понятие сегодня широко употребляется в философских, психологических и педагогических работах. Педагогический аспект социализации личности ребёнка не может изучаться изолированно и тесно переплетается с другими аспектами этой проблемы.
В социальном плане процессе интеграции индивида в общество, в различные типы социальных общностей (группа, социальный институт, социальная организация) рассматривается как усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности. «От того, как индивид становится элементом социальной организации, включается в общество, зависит формирование, с одной стороны, способности социальной организации влиять на личность, с другой – способности личности поддаваться влиянию других людей.
В социализации индивида можно выделить две фазы. Первая фаза – социальная адаптация – означает приспособление индивида к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам, складывающимся на различных уровнях жизнедеятельности общества, к социальным группам и социальным организациям, социальным институтам, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности. Вторая фаза – интериоризация – это процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека. Характер перевода социальных норм, ценностей и других компонентов внешней среды во внутреннее «Я» обусловлен структурой каждой конкретной личности, сформированной предшествующим опытом. Личность не растворяется в социальной среде, а относится к ней как самостоятельная единица».
Социализация выступает как сложный, противоречивый процесс усвоения людьми многообразных интересов, которые образуют важный элемент их социального содержания. Каждый человек обладает своей системой интересов, которые в его жизни и социальном развитии выполняется две важные общественные функции: во-первых, интересы являются внутренними социальными стимулами, побуждающими его к определённым действиям и поступкам; во-вторых, сцепляют его с обществом, с классом, с другими людьми.
Если философы рассматривают социализацию как проблему, связанную с совершенствованием социальных отношений, то психологи характеризуют это явление с позиции развития личности. «Особую роль, - считает Д.И. Фельдштейн, - приобретает отношений «ребёнок – общество». Во всем многообразии таких отношений можно выделить два главных, но разных типа. В первом случае актуализируется оценка себя в обществе;
во-втором – ребёнок соотносит себя с обществом, при ориентации на общество, где оно выступает главным системообразующим моментом самоопределения.
Психологический смысл отношения, характеризующих поворот на себя в обществе, концентрируется в социальной позиции, условно обозначенной формулой «я в обществе», а ориентация ребёнка на общество выражается как «я и общество». Сосуществуя, эти два типа позиций, по-разному актуализируясь, выступают как определенный результат, характеризующий содержание социального развития. Происходит все более выраженное социальное созревание, просматриваются стадии, соответствующие ступеням онтогенеза, очерченным в периодизации психического развития, разработанной Л.С. Выготским – Д.Э. Элькониным. В социальном развитии личности в зависимости от изменения позиции ребёнка в обществе и по отношению к обществу фиксируются рубежи этого развития».
Р.С. Немов социализацию определяют как «…процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом общественного опыта, в результате которого он становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е. способность общаться и взаимодействовать с ними в ходе решения тех или иных задач».
Как считает И.С. Кон, «…процесс социализации несводим к непосредственному воздействию индивидов. Социализация во многом зависит от социальной позиции индивида, от его места в определенной конкретной социальной структуре».
В философских и психолого-педагогических исследованиях освещаются как факторы, так и механизмы социализации личности. Прежде чем их рассматривать, нам необходимо разобраться в проблеме социализации личности ребёнка с педагогических позиций.
С этих позиций проблему социализации личности рассматривал выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. В своей работе «Методика воспитания коллектива» он писал? «процесс социализации является одной из важнейших предпосылок формирования той воспитательной силы коллектива, о которой в педагогической литературе нередко приходится читать как о чем-то таком, что будто бы даётся уже в готовом виде… А правильное включение в жизнь общества, правильная социализация возможны лишь тогда, когда человек сознательно стремится к гармонии собственного «Я» с интересами других людей, не только умеет, но и старается поступиться своими желаниями в интересах общего блага».
Большое внимание педагогическому аспекту социализации личности уделяли и уделяют А.А. Бодалев, Л.И. Новикова, А.В. Мудрик,
В.А. Караковский.
В «Концепции воспитания учащейся молодежи в современном обществе» (автор А.В. Мудрик,1991) дается определение социализации, которое, по нашему мнению, в большей степени отражает его сущность: «Социализация – процесс двусторонний. С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, ценности, нормы, установки, присущие обществу и социальным группам, в которые он входит. А с другой – в процессе социализации он активно воспроизводит систему социальных связей и социальный опыт». Соглашаясь в основном с данным подходом к социализации, мы считаем также, что, социализируясь, ребёнок не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность. Влияя на жизненные обстоятельства и окружающих людей.
Воспитание – часть процесса социализации и представояет собой целенаправленное управление процессом развития личности на основе её включенности в различные виды социальных отношений в общении, игре, практической деятельности. Необходимо создание условий для социального творчества через многообразие форм деятельности, позволяющих ребёнку осознать себя как личность, самоутвердиться, развить интересы и способности в изменяющихся социально-экономических условиях. При этом обеспечивается гармонизация интересов общества и интнресов каждой личности.
Итак, педагогический аспект социализации заключается в том, что он предусматривает педагогическое влияние на личность с целью повышения эффективности формирования у неё социальной зрелости.
В этом плане интересны исследования Т.Н. Мальковской. Рассматривая социализацию как подготовку поколения к новому образу жизни, она считает, что социализация личности происходит под влиянием многих факторов, «важнейшими из которых являются: окружающая среда и система отношений между людьми. С одной стороны, это процесс организованный, с другой – стихийный. Отсюда два подхода к процессу социализации: нормативный, задаваемый обществом, и дискритивный, реально существующий. Модели нормативных ситуаций разрабатываются философами, педагогами и психологами в соответствии с социальным развитием общества, его идеалами, установками, нормами».
Взаимосвязь процессов социализации, воспитания и развития изображена на схеме 1.
Особое значение для педагогического понимания сущности социализации личности ребенка имеет изучение факторов и механизмов социализации личности. А.В. Мудрик все факторы социализации объединил условно в три группы (см. схему 2).
Какова же цель педагогической деятельности, направленной на социализацию личности ребенка? Такой целью является формирование готовности к социальным действиям. Исходя из этой цели, нам представляется необходимым определить особенности социализации личности ребенка в работе детских организаций.
Среди всех воздействий, которые влияют на процесс социализации ребенка, можно выделить стихийные, социально-регулируемые и педагогически регулируемые. Последние и определяют педагогический компонент процесса социализации (см. схему 3). На схеме 4 выделены педагогические задачи, которые решаются взрослыми в процессе взаимодействия с детьми.
В любом цивилизованном обществе существует множество сфер социальных отношений, которые можно классифицировать по признаку удовлетворения основных потребностей человека: экономика, политика, духовная сфера. Именно через экономические отношения, через труд человек удовлетворяет свои витальные потребности, а политика служит основным их регулятором. В каждом из перечисленных видов социальных отношений можно выделить те объекты, с которыми вступает в контакт ребёнок.
Таких отношений множество, но главными из них являются (см. схему 5).
Исходя из вышесказанного, мы можем выделить ряд особенностей социализации личности ребёнка в детской организации:
1. Относительная независимость детских организаций от государственных социальных институтов позволяет прогностически ориентировать детей на характер их социальных отношений в будущем.
2. Добровольный характер включения детей в социальные отношения позволяет осуществлять их социализацию с учетом интересов и потребностей ребёнка, опираясь на индивидуальные качества личности.
3. В детских организациях усвоение социального опыта может осуществляться детьми избирательно, с учетом отношений к оценкам взрослых, опосредованных их отношением к этим взрослым.
Учитывая специфику работы в детских организациях, мы выделили три основных критерия эффективности социализации ребёнка:
интериоризация социального опыта (когнитивный);
стремление к участию в социальных отношениях (мотивационный);
участие в поиске путей реализации своих возможностей (деятельностный);
Интериоризация социального опыта:
наличие знаний о различных типах социальных отношений;
осознание зависимости своего успеха от развития общественных отношений;
знание особенностей социального общения.
Стремление к участию в социальных отношениях:
потребность к социальному общению в различных группах детей и взрослых;
направленность на достижение результатов в социальной деятельности;
адекватная оценка своего участия в деятельности.
Участие в поиске путей реализации своих возможностей:
участие в социально значимой деятельности;
проявление инициативы и активности в деятельности;
творческий подход к деятельности.
Интегративным критерием эффективности процесса социализации является сформированная готовность к социальным действиям. Напомним, что одной из актуальных проблем современной психологии и педагогики является проблема готовности растущего человека к различным видам деятельности, к творческому выполнению конкретных жизненных задач. Готовность к тому или иному виду деятельности понимается понимается в современной философской, социологической, психологической литературе как целенаправленное выражение личности, включающее её убеждения, взгляды, отношения, мотивы, чувства, волевые и интеллектуальные качества, знания, навыки, установки, настроенность на определенное поведение.
В основе социального поведения человека лежат так называемые социальные установки, которые формируются в процессе взаимодействия человека с другими людьми в социальной среде. На формирование социальных установок действуют следующие факторы:
А) социальной психологии хорошо известны эффекты сосуществования, сотрудничества, соревнования, конфликта. Было установлено, что в условиях сосуществования и соактивности поведение человека становится более плодотворным, чем в условиях индивидуального поведения. В процессе социального взаимоотношения индивиды посредством выражения согласия- несогласия в отношении поведения партнера усиливают или ослабляют его поведение, при этом факт влияния остается не осознанным для обеих сторон. Известно также, что под воздействием людей у личности могут создаться комфортные тенденции поведения.
Б) после 11-12 лет у людей посредством социализации создается тенденция действовать в соответствии с теми социальными ожиданиями, которые они имеют в отношении друг друга, что оказывает значительное влияние на поведение человека. Таким образом. Кроме непосредственного воздействия люди влияют друг на друга социальными ожиданиями;
В) на поведение человека значительное влияние оказывают также те требования, которые продъявляют к нему другие люди, социальная среда. Эти требования человек переживает в виде обязанности, традиций, правил поведения и моральных норм.
© 2019, Лемясева Любовь Михайловна 822