.jpg)
Поступление в школу – это очень волнительный процесс как для самого ребенка, так и для его родителей. Важно понимать, что это первый шаг во взрослую жизнь, потому что ребенок оказывается в новом для себя социуме, поэтому он должен понимать и принимать правила этого общества, чтобы дальнейшее обучение происходило без дополнительных проблем. Давайте разберемся – что же такое готовность к школе и каковы её виды и критерии?
Раньше готовность домашнего ребенка к школе оценивалась по определенному объему его знаний. Сейчас же педагоги и психологи расценивают знания не как цель, а как средство развития ребенка. Ребенок должен уметь пользоваться этим знанием, самостоятельно его добывать и анализировать.
Говоря о видах готовности к школе, можно выделить следующие:
- психологическую готовность,
- интеллектуальную готовность,
- социальную готовность,
- физическую готовность.

Существует определенный перечень простых навыков, которыми ребенок уже должен владеть перед поступлением в школу. Вот их перечень:
- Умение самостоятельно обслуживать себя. Ребенок должен уметь раздеваться, одеваться, держать свои личные вещи в порядке. Очень важна личная гигиена, т.е. ребенок должен быть приучен к утренней и вечерней чистке зубов, в течение дня он должен следить за своей опрятностью, т.е. поправлять одежду и волосы при необходимости.
- Ребенок должен свободно рассказывать о себе, чем он увлекается, а также рассказывать о членах своей семьи.
- Умение дружелюбно вести себя с другими детьми, при этом он должен понимать, что правила поведения со сверстниками и со взрослыми отличаются. Он должен знать, как именно обращаться к учителям, как здороваться и прощаться. Обязательно знание элементарных правил этикета, т.е. ребенок должен говорить «спасибо» и «пожалуйста».
- Умение различать гласные и согласные звуки, писать печатные буквы, а также читать простой текст.
- Он должен быть знаком с русскими народными сказками, знать имена великих русских поэтов и писателей.
- Умение различать утро, обед и вечер, а также знать названия месяцев, дней недели, времен года.
- Умение пересказывать услышанный или прочитанный текст, составлять рассказ по картинке.
- Элементарные знания об основных геометрических фигурах: квадрат, круг, треугольник и т.д.
- Достаточная усидчивость, чтобы ребенок мог высидеть 30-40 минут, при этом внимательно слушая учителя.
- Знание цветов и оттенков.
- Знать цифры от 1 до 10. Называть числа в прямом и обратном порядке.
- Умение различать одушевленные и неодушевленные предметы.
- Умение сравнивать предметы по величине.
- Умение находить лишнее (масло, сыр, колбаса, пластилин – что лишнее?).
- Ребенок должен соотносить предметы по определенным обобщающим категориям. К примеру, чашка, кружка, вилка – это посуда и т.д.
- Знать части человеческого тела и уметь их нарисовать.
- Ребенок должен вести себя со сверстниками на равных, отстаивая свою точку зрения. При этом он не должен вести себя агрессивно по отношению к ним.
- Он должен адекватно реагировать на то, что с ним кто-то не согласен.
- Быть достаточно физически подготовленным для обучения в школе.
Как понять, подготовлен ли ребенок к школе психологически
Важно говорить не только об интеллектуальной готовности ребенка к школе, но и том, насколько уровень его психологической зрелости позволяет ему учиться. От этого зависит не только его успеваемость, но и самочувствие.
Психологическая готовность к обучению состоит в том, что ребенок овладевает предпосылками к последующему усвоению «школьных» качеств.
Психолог О. А. Карабанова включает несколько свойств и способностей ребенка, которые демонстрируют его психологическую готовность к обучению в школе:
- Возможность выполнения ребенком учебной деятельности под руководством педагога, а затем самостоятельно.
- Наличие предпосылок для усвоения системы научных понятий.
- Освоение навыков кооперации и учебного взаимодействия в отношениях с другими детьми и преподавателями.
