СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
« Чтение – вот лучшее учение». В этой пословице очень глубокий смысл.От того, как читает ребёнок, зависит его учёба в школе. От умения читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы, зависят успехи в учении на протяжении всех школьных лет. Да и не только…
Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. И этому столь необходимому умению ребёнка учит учитель начальной школы, а именно, первый учитель. Самая первая книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и оказывает влияние на последующее развитие человека и становление его как личности.
Учить детей читать, думать, рассуждать о прочитанном, анализировать события и поступки героев – это задача у учителя стоит с первых дней учебы детей. Беглое чтение – это самый главный фактор, влияющий на успеваемость ученика. Первоклассники с огромным желанием хотят научиться читать, имею в виду тех детей, которые до школы не читали. И родители дома задают, наверняка, такой вопрос: «Ну, какую букву ты сегодня изучил?»
С первых школьных дней учу детей правильно называть буквы и звуки, используя различные информационные технологии и наглядность.
УМК «Школа России» располагает всем необходимым для успешной работы учителя и ученика. О каждой букве задаю вопросы звучащие каждый раз по- новому, чаще в загадках. Например:
- Что за буква прикатила к нам сегодня? «Сам круглый, зелёный, весь полосатый, а внутри красный, сахарный?»… «Арбуз! Буква – а!». Тут же заучиваем:
Буква а, буква а –
Алфавиту голова.
- А эта буква сорвала нам сладкое, румяное, соком налитое…
-Яблоко! Буква Я! Первоклассники в восторге. Учим: буква я, буква я – самая последняя! И т.д.
К моменту знакомства с первой согласной буквой Н дети уже могут классифицировать гласные буквы. Именно в этот момент начинается непосредственное обучение чтению.
Кроме индивидуального чтения, на уроке всегда присутствует хоровое чтение текста, напечатанного на доске. Это маленькие рассказы В.А.Сухомлинского, Л.Н.Толстого, В.Осеевой,К.Чуковского и других произведений. Все тексты, в плане воспитания, исключительно хороши. И не стоит бояться, что в текстах встретятся ещё не изученные буквы. Всегда есть обучающиеся, которые их знают, прочтут, а другие повторят вслед за ними.
Разнообразные виды чтения на уроке не дают детям скучать, вызывают огромное желание учиться, постигать новое, неизведанное. Работать по тетрадям О.Н.Крыловой («Карточки по обучению грамоте» к учебнику В.Г.Горецкого и др. «Азбука.1 класс. В 2-х частях. Издательство «Экзамен», а также «Тесты по обучению грамоте» в 2-х частях к учебнику В.Г.Горецкого и др. «Азбука 1 класс». Издательство «Экзамен» ) первоклассникам очень нравится. В них содержатся разнообразные задания не только развивающие внимание, зоркость при чтении, логическое мышление и воспитывающие, но и обогащают словарный запас. Все задания интересные, с картинками. В них большое внимание уделяется каллиграфии.
Эти тетради я использую на уроках окружающего мира, русского языка, т.к. они содержат богатый учебный материал ( в названиях животных, растений кроется столько орфограмм!)
На каждом уроке должен звучать образец чтения учителем. Выразительное чтение передаёт настроение автора. С целью развития устной речи большое внимание уделяется работе над иллюстрациями учебника.
Постепенно в следующих классах задания даются более дифференцированные. Задания, а их очень много, подбираются от подготовки класса.
Например:
- Прочитать текст. Отметьте для себя непонятные слова.
- Какие слова для чтения трудные, отметьте.
- Прочитайте и расставьте ударения.
- Выделите все гласные в слове и прочитайте без ошибок.
- Просмотрите каждое слово до конца и назовите его целиком
- Прочитайте все восклицательные, вопросительные, повествовательные предложения.
- Выполните задания, данные после текста.
- Отметьте главное слово в предложении, абзаце.
- Прочитайте прямую речь. Сколько раз встречается прямая речь?
- Прочитайте выразительно прямую речь.
- Выделите в тексте самые красивые слова и выражения.
- Почему считаете, что они красивые?
- Какие слова использует автор (синонимы, эпитеты, олицетворения и т.д.)
- Прочитайте слова на доске, прочитайте те, которые в тексте не встречались.
- Разделите предложение или предложения на логические отрезки, состоящие из 1 или нескольких слов. Прочитайте,делая паузы.
- Прочитайте выразительно по смысловым отрезкам первый абзац, третий… Также можно предложить задания конструктивного характера. Например:
-Подбери однокоренные слова к заголовку рассказа. На доске,(экране)
напечатана часть текста, но с пропущенными словами. Впишите по памяти недостающие слова.
- Распространите предложение (или абзац) прилагательными ( словами, отвечающими на вопрос « Какой?»)
- На карточке (доске, экране) предложена часть текста. Измени время повествования. Прочитайте текст со своими изменениями.
- Замените прямую речь так, чтобы смысл не нарушился.
- Дополните т.е. распространите 1-2предложения однородными членами и прочтите новый текст.
- На отдельных полосках бумаги написаны разрозненные предложения. Составьте из них текст. Сверьте со второй частью изучаемого текста.
Таким образом, эти задания направлены на овладение и совершенствование навыка чтения учащихся, создание ситуации успеха для детей.
© 2016, Гильманова Нагима Салиховна 612