СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
РАЗВИТИЕ МЕЛКО Й МОТОРИКИ Что такое мелкая моторика? Это способность выполнять мелкие и точные движения кистями пальцами рук и ног. Мелкая моторика начинает развиваться уже с младенчества. Малыш учиться управлять своими ручками, хватать предметы сначала всей ладонью, а затем и двумя пальчиками. Затем ребенок учиться правильно держать в руках ложку, а потом и карандаш. Мелкая моторика тесно связана со зрением, памятью, восприятием, вниманием ребенка. Чем лучше развита мелкая моторика, тем эффективнее работает нервная, мышечная и костная системы ребенка. Ученые доказали тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребенка. Оказывается, речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется. Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи. А затем и письма. К сожалению, количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом значительно возросло. Несколько лет назад процент таких детей был гораздо меньше! Какова причина этого явления? Раньше не было обуви и одежды на липучках. Зато были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застегивали пуговицы, крючки, каким образом тренируя свои пальчики! Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики. Выходит, что раньше мелкая моторика развивалась за счет обыденных действий, а сейчас страдает. Писать первоклассники начинают практически с первого школьного дня. Но не всем это дается легко. У ребенка со слабо развитой пишущей рукой, слабой координацией движений затрудняется точное воспроизведение букв и их соединений. Вследствие этого ребенок расстраивается, нервничает, ему кажется, что у него никогда не получится правильно писать букву. Он не может прочитать то, что сам написал. Чтобы уменьшить дискомфорт при обучении письму ребенка необходимо развивать до школы: в детском саду и дома. Многие из предложенных игр для координации движений, развития руки дети выполняют в детском саду на занятиях в группе и с логопедом. В них и вы, уважаемые родители, можете поиграть с вашим ребенком вечером или в выходные дни. 1. Пальчиковая гимнастика. Попробуйте поиграть с ребенком пальчиками. Показывайте ему изображения разных животных: зайчика, собачку, птицу, кошку и т. д., а он повторяет за вами. Эти фигуры могут отражаться тенью на стене (так называемый теневой театр). Каждое упражнение может сопровождаться чтением небольшого стихотворения. Такие игры просты и интересны для выполнения. Их регулярное повторение способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма. 2. Выкладывание букв из различных материалов Это серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по заданному образцу. Занятие можно разбить на несколько этапов. Сначала взрослый выкладывает или рисует на бумаге букву-образец и знакомит с ней ребенка. Затем малыш копирует букву из предложенного материала. Следующий этап - когда дошкольник с помощью взрослого выкладывает простые слова, учится их читать. Использовать можно мозаику, семена растений, мелкие орешки, пуговицы, кусочки бумаги, веточки, камешки, счетные палочки, толстые нитки и др. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под контролем взрослых в целях техники безопасности. 3. Игры с пластилином. Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Во время игры с пластилином вы можете читать сказку, а юный скульптор - творить наиболее понравившихся ему персонажей. Не сдерживайте фантазию ребенка - среди вылепленных им образцов могут оказаться существа из его собственного волшебного мира. По рассказам о них вы сможете лучше понять характер своего ребенка. 4. Игры с бумагой. Этот комплекс игр поможет ребенку узнать; как обычная бумага превращается в забавные объемные игрушки. Пусть ребенок сам скомкает листы белой бумаги, а затем обмотает их цветными нитками. Вот и готовы мячики для игры: попробуйте вместе кидать их в коробку или нарисованную мишень. Сшив, склеив или просто связав мячики между собой - получаются причудливые игрушки. Следующая забава - кукольный театр. Ребенок наверняка не только заинтересуется выбором сюжета для будущего спектакля, но и с удовольствием смастерит всех персонажей. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полосок, складывание корабликов, самолетиков, вырезание снежинок и других фигурок. Очень важно, чтобы взрослый несколько раз не спеша показал ребенку последовательность действий. Освоив элементарные движения, малыш начнет и сам мастерить игрушки. Бумага (особенно цветная) может стать основой многих интересных и полезных игр. Например, вырезание различных фигур научит ребенка уверенно пользоваться ножницами и познакомит с понятием симметрии. Из вырезанных геометрических фигур (квадратов, треугольников, кругов и т. д.) ребенок может конструировать различные картинки. Это еще и способствует развитию логического мышления, воображения, сообразительности, фантазии. 5. Игры с карандашом, крупой, бусами, орехами. Предложите ребенку позаниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Научите ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка. Можно предложить перекатывать шестигранный карандаш пальцами одной руки или между двух ладоней. Все это оказывает прекрасное тонизирующее, оздоравливающее и развивающее действие. 6. Поделки из природного материала. Гуляя с ребенком во дворе, в парке, в лесу обратите его внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Помогите малышу заметить в старой коряге притаившегося дракона, в еловой шишке - сказочного старичка. Тогда ребенок и сам сможет увидеть множество интересных деталей для будущих поделок из желудей, опавших листьев, старых веток, древесной коры. 7. Рисование. Это любимое занятие всех детей и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче будет ему выводить свои первые буквы и слова. Проявляйте изобретательность, используйте любую возможность: рисуйте с ребенком на бумаге и картоне, на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Предлагайте ребенку штриховать различные фигуры прямыми линиями, обводить рисунки по контуру, срисовывать по образцу, продолжить заданный узор, дорисовать вторую половинку изображения - развивайте творческое воображение, зрительную память и цветоощущение у малыша. Сейчас в помощь родителям выпущено много занимательных книжек. 8. Игры со счетными палочками. В этих играх вашими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки. С их помощью можно выкладывать буквы, цифры, различные предметы. Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии.
© 2017, Овечкина Оксана Викторовна 148