СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Царь же Борис красотой цвел и внешностью своей многих людей превзошел; роста был среднего; муж удивительный, редкостного ума, сладкоречивый, был благоверен и нищелюбив, распорядителен, о государстве своем много заботился и много хорошего по себе оставил. Один лишь имел недостаток, отлучивший его от Бога: к врагам был сердечно расположен, а также неукротимо властолюбив; дерзал на убийство предшествовавших ему царей, от этого и возмездие воспринял. Из "Летописной книги", приписываемой И.М. Катыреву-Ростовскому, 1626 г.
Этот самый Борис Федорович Годунов исполнял свои обязанности столь разумно и ревностно, что почти все дивились и говорили, что на всей Руси нет равного ему по разумности, поскольку он многие неисправные дела привел в полный порядок, многие злоупотребления пресек, многим вдовам и сиротам помог добиться справедливости. Конрад Буссов, немецкий наемный ландскнехт, с 1601 по 1611 г состоял нка службе у Бориса Годунова, Лжедмитрия Первого и Сигизмунда Третьего.
Он больше верил священникам и монахам, нежели своим самым преданным боярам, а также слишком доверял льстецам и наушникам и допустил совратить себя и сделался тираном, и повелел извести все знатнейшие роды. И главной к тому причиной было то, что он допускал этих негодяев, а также свою жестокую жену совратить себя, ибо сам он не был таким тираном. Иссак Масса, голландский купец 17 в.
Пристальное знакомство с документами той эпохи обнаруживает большую разницу между временем Грозного и временем Бориса. При Борисе московский двор стал трезвым и целомудренным, тихим и добрым, правительство - спокойным и негневным. Вместо обычных от царя Ивана Васильевича "грозы" и "казни", от царя Федора и "доброго правителя" Бориса народ видел "правосудие" и "строение". Но от "светлодушия" и доброты Бориса было бы ошибочно заключать о его правительственной слабости. Власть он держал твердою рукою и умел показать её не хуже Грозного, когда видел в этом надобность. Только Грозный не умел обходиться без плахи и веревки, а Борис никогда не торопился с ними. На интригу отвечал он не кровью, а ссылками; казнил по сыску и суду; а "государевы опалы", постигавшие московских людей без суда и сыска, не сопровождались явным кровопролитием. С.Ф. Платонов, русский историк.
Можно по-разному относиться к личным качествам Бориса Годунова, но даже самые строгие его критики не могут отказать ему в государственном уме, а самые рьяные апологеты не в состоянии отрицать, что Борис Федорович не только руководствовался в своей политической деятельности моральными нормами, но и нарушал их для собственной выгоды постоянно. И все же он был прежде всего талантливым политическим деятелем, несомненным реформатором. И судьба его трагична, как судьба большинства реформаторов. В.Б. Кобрин, советский историк
© 2020, Барзенкова Ольга Николаевна 2870